Посетители с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на коляске / скутере Не облокачиваться на инвалидную коляску/скутер и не толкать. Не катить коляску без согласия владельца Если клиент попросил содействия в передвижении коляски, катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость и может потерять равновесие Не надо хлопать человека в инвалидной коляске по спине или плечу У людей, имеющих трудности при передвижении, как правило, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Но если речь человека затруднена, лучше задавать вопросы, требующие коротких ответов. Нужно быть готовым ― разговор с ним займет больше времени При общении с посетителем на инвалидной коляске/скутере рекомендуется избегать положения, при котором собеседнику с инвалидностью нужно запрокидывать голову. Чтобы лица были на одном уровне, достаточно отойти на два шага от инвалидной коляски При отсутствии автоматических дверей требуется помощь в том, чтобы открыть/закрыть дверь |
Посетители с нарушениями функций рук, а также люди, передвигающиеся при помощи опор, костылей и т. д. При оказании помощи необходимо действовать в той же последовательности: спросить, нужна ли человеку помощь, при подтверждении — уточнить, какая именно При отсутствии автоматических дверей необходимо открыть/закрыть дверь Возможно, потребуется содействие в том, чтобы положить сумки в ящик для хранения или же донести, подержать сумки, пока клиент совершает покупки |
Посетитель с нарушениями зрения При обращении достаточно прикоснуться к плечу человека и представиться, после чего уточнить, необходима ли помощь Незрячий человек не видит, кто находится рядом с ним. Рекомендуется кратко описать ему кто вы и что намерены делать, помочь сориентироваться Незрячие люди отлично слышат. Необходимости повышать голос нет Не следует брать незрячего под руку и вести впереди себя. Рекомендуется предложить ему взять сотрудника под руку Если рядом собака-проводник, то с ней нельзя обращаться, как с обычным домашним животным. Не рекомендуется командовать ей, трогать или играть с ней. Важно: сопровождение клиентов собаками-проводниками разрешено на территории офиса. Слово «смотреть» — допустимо. Незрячего человека оно не обижает Даже если незрячий человек не видит собеседника, нужно общаться именно с ним, а не с сопровождающим. Если сотрудник после начала диалога начал перемещение, рекомендуется предупредить об этом клиента, чтобы он не говорил в пустоту Если клиент просит помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть его кисть к предмету. Нужно подвинуть предмет поближе или дать в руки Иногда возникает необходимость и просьба помочь с оплатой товара или услуги – незрячий может вытащить купюры из кошелька и попросить сотрудника выбрать нужные купюры. При оплате картой незрячий может сам набрать пин-код |
Посетитель с нарушениями слуха Чтобы человек заметил сотрудника, достаточно просто помахать рукой или аккуратно дотронуться до его плеча или руки Необходимо смотреть в лицо собеседника, говорить ясно, медленно, с более четкой артикуляцией, лучше использовать простые фразы. Кричать в ухо не нужно Если клиент просит повторить, не понимает вопроса, рекомендуется перефразировать предложение, используя простые слова и описания. Рекомендуется использовать максимально простые конструкции предложений – без лишних слов и деталей, без жаргона. Рекомендуется использование сервиса сурдоперевода, где он действительно нужен, например, при заключении договоров банке |