Важны максимальная корректность в общении, как в формате диалога, когда задаются вопросы, так и в целом на площадке, без давления и оценочных суждений. Недопустим объектный подход: «Пусть он встанет», «Уберите эту», «Давайте попросим, чтобы он делал вот так», «Поговори со слепым» и так далее.
Если человек не хочет отвечать на прямой вопрос и уходит от него — не нужно настаивать. При давлении у человека создается дополнительное подкрепление мнения, что «его только используют» для решения каких-то задач. Важно помнить, что план и задача — не важнее человека. А люди с инвалидностью чувствительны к объектному отношению и злоупотреблениям в коммуникации, в нарушении границ.
При подготовке важно выяснить уровень коммуникации человека, чтобы заложить время в сценарий: не торопить и не перебивать при нечеткой речи, успевать задавать и получать ответы при использовании жестового языка.
Вопросы лучше согласовывать заранее, чтобы человек мог подготовиться. Они должны быть понятными. Если есть какой-то план, сценарий, в который должен попасть ответ, — это также важно согласовать заранее.