Инклюзивная коммуникация

Инклюзивная коммуникация

Инклюзивная коммуникация

Инклюзивная коммуникация
Существуют различные концепции инвалидности, например медицинская и социальная. Все эти представления по-разному воплощаются в естественных языках и порождают специфические запреты на употребление слов: что приемлемо для одних, часто недопустимо для других.
Аргументы в пользу того, как правильно говорить «инвалид» или «человек с инвалидностью», не всегда понятны человеку, далекому от исследований инвалидности и социальной работы. Поэтому мы, когда хотим упомянуть инвалидность или особенности здоровья, часто испытываем страх оказаться некорректными или неэтичными. В итоге мы либо избегаем темы, либо рискуем оказаться невеждами, испытываем неприятные эмоции от хождения «по минному полю».

Например, как сказать: человек с безграничными способностями или ограниченными возможностями? А может, вообще не стоит упоминать инвалидность?
Кроме того, слово — это не только прямое значение, но и уместное употребление. Именно в этом и кроется ключ к правильному подходу — понимать что, когда и кому можно говорить. В некоторых контекстах слово «инвалид» допустимо, а в других — нет. Просто нужно знать основные правила или знать, где получить справку.

Казалось бы, это всего лишь слова. Стоит ли уделять им столько внимания? Стоит, потому что слово очень тесно связано с нашими мыслями, а они, в свою очередь, — с нашими поступками. Изменение мира начинается с изменения себя, своей личности. А изменение личности начинается со слов, которые мы используем в повседневной речи. Давайте попробуем начать с себя!

Взаимодействие — это про ответственность всех сторон

  • Люди с инвалидностью
  • Люди без инвалидности
  • Родственники людей с инвалидность

Что самое сложное в общении с людьми с инвалидностью

Елена
Москва
Для меня нет большой сложности в общении с людьми, имеющими инвалидность, только если есть языковой барьер (иностранцы). В рабочей коммуникации все зависит от самой работы и человека, выполняющую эту работу. Например, моя дочь (инвалид 2 группы с детства) прекрасно справляется со своими обязанностями курьера. Все случаи индивидуальные.
Евгений
Москва
Найти подход к человеку с инвалидностью, чаще всего это касается людей с нарушением зрения, слуха или ментальными особенностями. Раньше испытывал трудность в коммуникации из-за непонимания: как правильно общаться, какие есть особенности, как правильно/неправильно называть человека с инвалидностью.
Александра
Москва
Сложности возникают, если у человека с инвалидностью неразборчивая речь или он использует какой-то альтернативный способ коммуникации. Мне становится неловко (а потом стыдно), если я не могу понять, что он хочет мне сказать. Не знаю, как выйти из ситуации, не обидев собеседника.
Афродита
Люберцы
Не оскорбить неудобными вопросами и фразами, понимать, когда нужна помощь, а когда нет.
Анна
Санкт-Петербург
Понять, как вести себя, насколько человеку понятна и комфортна моя привычная манера общения.

Everland — это большое сообщество людей с разными особенностями здоровья. Поэтому мы знаем цену бережной коммуникации — это работоспособность нашей команды. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, международные акты, рекомендации ООН и последние исследования в области лексикографии мы собрали 100+ наиболее употребительных и вызывающих сложности слов и словосочетаний с разъяснением допустимости и особенностей их употребления в различных контекстах. Основная цель — не допустить, чтобы слова превращались в источники барьеров и штампы, за которыми не видно людей.

При использовании Конвенции о правах инвалидов мы опирались на наиболее полный комментарий к ней — V. Della Fina, R. Cera, G. Palmisano, The CRPD: A Commentary, 2017, Springer.
Мы понимаем, что описать все слова и ситуации невозможно, поскольку язык живет и непрерывно развивается, а любая лексикографическая инициатива должна быть систематической и повторяться в определённые промежутки времени. Поэтому мы выбрали только основные и частоупотребимые слова и словосочетания, которые в настоящее время вызывают наибольшую сложность и чаще всего становятся источником дискоммуникации. Если вы хотите дополнить рекомендации, мы будем рады каждому предложению. Присылайте их на info@evland.ru.

Новая этика и принципы использования слов

Мы видим, что есть тренд на максимальное обезличивание и стерильность в отношении разных понятий, относящихся к вовлечению (инклюзии) уязвимых и дискриминируемых групп в различные сферы общественной жизни. Одна из основных причин указанной тенденции кроется в стремлении избежать неловкости и негодования, не обидеть собеседника.
Яркий пример: избегание самого слова «инвалидность» или его замена на «человек с особыми потребностями».

Однако в ряде ситуаций «стерильные слова» лишают коммуникацию главного — информативности, дают повод для неверных выводов и действий. Например, иногда требуется не только сослаться на наличие инвалидности, но и указать нозологическую группу или даже конкретное ограничение здоровья.
К комментарию выше: Более того, «стерильные слова» могут вызвать протест и самих людей с инвалидностью: формулировка «особые потребности» говорит о чем-то исключительном, требующем серьезных дополнительных затрат (времени, сил, денег), но чаще всего таких «затратных» потребностей у людей с инвалидностью нет.

Какую формулировку выбрать определяется не только списком стоп-слов, но и конкретной ситуацией. Поэтому мы не делим слова и словосочетания на приемлемые и неприемлемые: есть промежуточное звено — слова, употребление которых в одних ситуациях уместно или даже необходимо, а в других — нежелательно или категорически недопустимо.

Мы в Everland руководствуемся следующими принципами:

  • 1
    Информативность и полезность коммуникации. Информация должна нести ценность и давать правильное представление о ситуации. Например, «люди с ОВЗ» — это большая группа, в нее входят и люди с инвалидностью, и без (например, человек с переломом ноги). Часто этого просто не знают и относят формулировку только к людям с инвалидностью, что может приводить к недопониманию (например, в юридических документах — что положено людям с инвалидностью, то положено и людям с временными ограничениями здоровья, хотя на практике это может быть и не так).
  • 2
    Приемлемость слов и словосочетаний в контексте разных аудиторий. В своей среде и сообществах люди с инвалидностью используют разные формулировки, которые в некоторых случаях могут содержать уничижительные и иные негативные коннотации. Однако сам факт такого речевого поведения членов сообщества не дает права другим, например брендами или СМИ, действовать так же. Например, если в сообществе можно встретить слово «слепой», то это должно остаться в сообществе, но не выходить за его рамки.
  • 3
    Ситуативная обоснованность. Например, в документах кадрового учета используется слово «инвалид», равно как и в названии Конвенции — «о правах инвалидов». «Инвалид» — это юридический термин, закрепленный в федеральном законе, поэтому в некоторых контекстах его не просто можно, но и нужно использовать. Другое дело, если ситуация касается развития продуктового сервиса и от вас требуется уточнить потребности клиентов с учетом особенностей их здоровья. Например, в сервисе курьерской доставки не нужно уточнять наличие «инвалидности по слуху», достаточно предусмотреть возможность письменной коммуникации в чате.

Стоит ли озвучивать диагноз и особенности здоровья

Чтобы понять, правильно ли мы говорим, нужно знать, какая задача у коммуникации — решит ли корректно ее слово или словосочетание.

Общее правило: перед характеристикой, например словом «инвалидность», указанием на особенность, ограничение или конкретный диагноз нужно ставить слова «человек» или «люди», так на первом месте оказывается личность, а не физические или ментальные особенности.

Например, нам нужно сказать, что товары подходят для людей с диабетом, или рассказать о методах
реабилитации для людей с переломом позвоночника. В таких случаях без упоминания диагноза, мы потеряем информативность.

Говорить об особенностях здоровья можно и нужно, когда вам требуется объяснить ограничения человека. Как раз в этой ситуации указание диагноза будет менее информативно. Сравните: человек со СМА или человек в инвалидной коляске. В последнем варианте потребности человека понять проще, а упоминание диагноза в данном случае будет излишним: нужен лифт, отсутствие ступенек и т. д.
Обозначение
  • СМИ — используется в медиа
  • Док. — юридические документы
  • Офиц. — общение внутри компании
  • Общ. — обычное общение
Допустимое употребление в большинстве ситуаций, если не оговорены исключения
Человек с инвалидностью
Первое слово — «человек» — подчëркивает обращение прежде всего к личности, а «инвалидность» звучит нейтрально и лишает необходимости указывать диагноз. (СМИ, док., офиц., общ.)
Человек с инвалидностью по зрению/ слуху/ речи/ ментальной
Эта формулировка нейтральна, т. к. начинается со слова «человек» и добавляет уточнение вида инвалидности. Но учитывайте, что конструкция «инвалидность зрения/слуха и т. д.» будет неверной, предлог «по» нужен обязательно. (СМИ, док., офиц., общ.)
Человек с ДЦП/ с синдромом Дауна/ с глаукомой/ с тугоухостью/ со слепоглухотой
Через личность (слово «человек») мы говорим о диагнозе, в такой формулировке это констатация факта, а не оценочное высказывание, о состоянии здоровья, которое может обидеть. (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с ампутацией/ протезом/ в инвалидной коляске
Через личность (слово «человек») мы говорим об особенностях внешности и передвижения, но только, если это необходимо. (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с особенностями психического/ физического/ интеллектуального развития
Понятие нейтрально, потому что ставит человека на первое место, а слово «особенности» не имеет негативной эмоциональной окраски (словарная фиксация — особо характерный признак кого-чего-либо). (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с особенностями развития/ слуха/ зрения/ речи
Понятие нейтрально, потому что ставит человека на первое место, а слово «особенности» не имеет негативной эмоциональной окраски (словарная фиксация — особо характерный признак кого-чего-либо), упоминание локализации в данном случае — уточнение, чего именно особенность у человека. (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с нарушением зрения/ слуха/ речи/ ментальным
Слово «нарушение» указывает на то, какая физическая особенность есть у человека. Оно является книжным и не несет негативного оттенка. (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с сенсорным нарушением
Формулировка допустима, поскольку есть слово «человек» и конкретизация локализации нарушения, но не его оценка. К сенсорным относят нарушения слуха, зрения, движения, восприятия вкуса и запаха. (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с ограниченными возможностями здоровья
Это определение коварно. С одной стороны, оно нейтрально (говорит о человеке (личности) и его конкретных ограничениях здоровья), часто используется, с другой — оно не всегда относится к людям с инвалидностью. Ограничения здоровья могут быть и временными, например переломы, отит, конъюнктивит и т. д., и не обязательно приводят к инвалидности. Поэтому такая формулировка может ввести в заблуждение, например если используется при маркировке вакансии — «подходит для людей с ОВЗ»: кого ждут на работу — людей с инвалидностью или же тех, кто обладает временными ограничениями здоровья? (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек с проблемами/ особенностями передвижения
Слово «проблема» (словарная пометка «разговорное») обозначает что-то сложное, трудноосуществимое. Но не всегда передвижение человека бывает таким. Слово «особенности» более нейтральное и означает особо характерный признак кого-чего-либо. Поэтому мы рекомендуем использовать его. (СМИ, док., офиц, общ.)
Передвигается на/в инвалидной коляске
По традиции употребления и семантике предлог «на» относится к видам транспорта — на метро, на автобусе. А предлог «в» говорит о способе передвижения — в санях. Все же инвалидную коляску нельзя отнести к виду транспорта, поэтому лучше использовать предлог «в». (СМИ, док., офиц, общ.)
Человек на/в инвалидной коляске
Если перед словом человек есть глагол, то с предлогом определиться проще: лучше использовать «в» — это говорит о способе, а не виде транспортного передвижения. Но если глагола нет, то, согласно Корпусу русского языка, употребление предлога «в» более частотно, чем «на». Строгих правил конкретного использования на этот счет не существует, пока фиксируется такая ситуация: русский язык склоняется к вариант «в инвалидной коляске». (СМИ, док., офиц, общ.)
Стоп-лист, слова и словосочетания из этого списка нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах.
Человек с задержкой развития
Слово «задержка» оценивает особенности человека и говорит о том, что они отстают и являются отклонением от нормы. Задержка (Большая психологическая энциклопедия) — замедление или остановка развития некоего влечения или процесса. Тем более, что в такой формулировке непонятно, какое развитие — психическое или физическое.
Человек с задержкой психического развития (ЗПР)
Термин ЗПР не рекомендуется использовать в большинстве контекстов. Ситуация противоречивая. С одной стороны, он исключен из перечня диагнозов в 1997 году. С этого времени формулировка «задержка психического развития» не может использоваться в качестве медицинского диагноза и формально не может противопоставляться психическим расстройствам, включая умственную отсталость, гиперкинетические расстройства, расстройства психологического развития и др.

С другой — ЗПР продолжает использоваться в российской психолого-педагогической литературе для обозначения темповых характеристик развития без учета их этиологии, патогенеза и прогноза эффективности лечения. Также ЗПР используется в документах Министерства просвещения России.
Человек с отставанием в развитии
Слово «отставание» указывает на то, что человек не соответствует какой-то норме — отстает от нее.
Человек с особенностями
Все люди — особенные. Такое словосочетание ничего не скажет о человеке. А раз нет конкретики, то зачем употреблять.
Человек со сниженным зрением
Эта формулировка может относиться к любому человеку, имеющему проблемы со зрением, она не говорит об инвалидности.
Человек с инва
Слово «инва» — сокращение от «инвалидностью». Его лучше не использовать, потому что не все могут сразу понять, о чем идет речь; такая форма слова (сокращение) присуще разговорной речи, а значит, может иметь сниженную стилистическую окраску.

Отдельно диагнозы мы не рекомендуем употреблять. Многое из них (например, имбецил, шизофреник и т. д.) вошли в разговорный язык как слова сниженной, грубой лексики и заведомо не могут иметь нейтрального значения. То есть когда мы так говорим, даже не имея в виду ничего плохого, подсознательно уже закладываем негативную оценку.

Но болезнь/особенность — это не хорошо или плохо, это просто данность.
Обозначение
  • СМИ — используется в медиа
  • Док. — юридические документы
  • Офиц. — общение внутри компании
  • Общ. — обычное общение
Допустимое употребление в большинстве ситуаций, если не оговорены исключения
Слабовидящий человек/ Слабослышащий человек
Эти определения нейтральны, они зафиксированы в словарях и обозначают людей со слабым зрением или слухом. Учтите, их нельзя применять к незрячим или глухим людям, т. к. это разная степень отсутствия зрения или слуха. (СМИ, док., офиц, общ.)
Неслышащий человек/ Незрячий человек
Слова обозначают полное отсутствие зрения или слуха, они не имеют негативной или экспрессивной эмоциональной оценки. (СМИ, док., офиц, общ.)
Неходящий человек/ Неходячий человек
Слова употребляется редко и обозначают человека, передвигающегося в инвалидной коляске, или лежачего. (общ.)
Человек с ОДА/ ПОДА
ОДА — опорно-двигательный аппарат. ПОДА — поражение опорно-двигательного аппарата.

Если мы развернем аббревиатуру в выражении «человек с ОДА», то выйдет некорректная формулировка с точки зрения русского языка — человек с опорно-двигательным аппаратом. Но человек без него быть не может. Поэтому «человек с ПОДА» — корректнее, так как люди с поражением опорно-двигательного аппарата существуют. (СМИ, док., офиц, общ.)
Стоп-лист, слова и словосочетания из этого списка нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах.
Инвалидность ОДА/ ПОДА/ функций опорно-двигательного аппарата
ОДА — опорно-двигательный аппарат. ПОДА — поражение опорно-двигательного аппарата.

С точки зрения русского языка верна формулировка «нарушения функций опорно-двигательного аппарата», «заболевания опорно-двигательного аппарата», но не «инвалидность», т. к. «инвалидность» по словарю — это состояние, положение инвалида; нетрудоспособность.
Даун/ Паралитик/ Шизофреник/ Имбецил
Такие слова применяются и в обиходе (не только в отношении людей с инвалидностью) и всегда несут негативную оценку, поэтому их невозможно употребить, не задев человека
Глухонемой
Ошибочное определение, глухота не означает немоту. Во-первых, жестовый язык — это тоже способ общения. Во-вторых, часто у людей с глухотой есть речь, но не всегда она чистая и внятная.
Человек с болезнью Дауна
В этом сочетании некорректно слово «болезнь», так как оно акцентирует на том, что человека надо лечить, но некоторые диагнозы, к сожалению, неизлечимы.
Человек с остатками слуха/ зрения
Слово «остатки» означает то, что осталось от чего-то целого, то, что переработали или употребили. Остатки еды, отходов и т. д. Такое же понятие транслируется и на инвалидность человека.
Человек со слепотой
Слепота очень общее и неверное понятие. У человека может сохраняться светоощущение или даже зрение на уровне теней и так далее. Кроме того, слепота, как слово, может обидеть.
Слабозрячий
Неверное словоупотребление, его правильный аналог — слово «слабовидящий».
Люди с проблемами зрения/ слуха/ передвижения
Проблемы могут быть у кого угодно и какие угодно, это не говорит о наличии инвалидности и ее фактических проявлениях.

Это всегда звучит грубо

Есть слова в русском языке, которые обладают сниженной стилистической окраской — это просторечия, жаргонизмы, разговорные и т. д. Они всегда звучат грубо, к кому бы при этом ни обращались — к человеку с инвалидностью или без.

Но все-таки в ракурсе инвалидности они могут звучать обиднее, т. к. напрямую указывают на какую-то особенность, которая является частью человека. Все мы разные, все мы имеем право на неодинаковость, и дискриминировать человека из-за особенностей здоровья, значит ограничивать его в правах.
  • Дефект, увечье
  • Безногий, одноногий, безрукий, кривоногий
  • Калека, больной
  • Косой, кривой
  • Немтырь
  • Ненормальный, дефективный, дебил
  • Неполноценный, деформированный
  • Очкарик, очкастый
  • Псих, психбольной, психопат
  • Склеротик, склерозник
  • Слепоглухой
  • Тормоз, тупой
  • Умственно отсталый, слабоумный, отсталый
  • Ущербный, овощ
  • Хромой, хромоногий, хромоножка
  • Шизанутый, шизик, душевнобольной, сумасшедший
  • Человек с дефектом
  • Эпилептик, припадочный

Особые слова

Часто в сообществах людей с инвалидностью можно встретить определенный сленг в отношении их нозологии. С его употреблением надо быть очень аккуратным: он может нравиться не всем; если человек сам так себя называет, это не значит, что ему приятно, когда это делают другие; грань между приемлемым употреблением и обидным выражением слишком тонкая.
Обозначение
  • СМИ — используется в медиа
  • Док. — юридические документы
  • Офиц. — общение внутри компании
  • Общ. — обычное общение
Допустимо в определённых ситуациях общения, как правило, в сообществах людей с инвалидностью.
Дети-бабочки
Неформальное обозначение детей с диагнозом буллезный эпидермолиз. Метафора показывает, что кожа такого такого человека очень уязвима — как крылья бабочки. При употреблении всегда важно оценивать, уместно ли такое обозначение, т. к. оно может быть излишне эмоциональным. (СМИ, общ.)
Хрустальные люди/ Хрупкие люди
Неформальное обозначение людей с диагнозом несовершенный остеогенез. Метафора показывает, что кости могут сломаться от любого, даже привычного движения. При употреблении всегда важно оценивать, уместно ли такое обозначение, т. к. оно может быть излишне эмоциональным. (СМИ, общ.)
Солнечный человек/ ребенок
Это слово создает ложноположительный образ человека с синдромом Дауна. Подразумевается, что он всегда добрый и приветливый, но это не так. Человек в праве иметь какой угодно характер и настроение. (общ.)
Киборг/ Человек-киборг
Так себя называют люди с ампутацией. В СМИ тоже встречается такое определение, но оно носит оттенок героизации инвалидности, поэтому стоит внимательно отнестись к его употреблению: где мы констатируем факт наличия электронного протеза, а где — восторгаемся его носителем. (СМИ, общ.)
Ампутант
Слово не несет резко негативный посыл, но многим может быть неприятно, т. к. оно подчеркивает физическую особенность. Если вы знаете, что человек реагирует на свои особенности здоровья нейтрально, то его можно употреблять. (общ.)
Инва
Часто употребляется в общении между людьми с разными или одним видом инвалидности. Но вне такого контекста может звучать пренебрежительно. Употребляйте это сокращение, если уверены, что собеседник вас поймет. (общ.)
Ходячий/ Ходунец
Люди, использующие инвалидную коляску, так говорят о тех, кто ходит сам. Это делается для того, чтобы объяснить степень самостоятельности человека в передвижении. В ином контексте может звучать странно и непонятно. (общ.)
Говорящий
Люди с особенностями слуха так говорят о тех, кто слышит хорошо, потому что при таком виде инвалидности у человека бывает сильно нарушена речь. Вне общения с людьми с инвалидностью это слово утратит специфическое значение. (общ.)
Маломобильный
Как термин это слово используют и в официальных документах, оно говорит о том, что у человека есть особенности в передвижении. Но некоторых людей с инвалидностью оно задевает, т.к. подчеркивает ограничение их физических возможностей. (офиц., общ.)
Колясочник
Это слово непростое: его используют в своих сообществах люди, передвигающиеся в инвалидной коляске; оно подчеркивает, что такой человек требует чуть больше внимания к себе — ему нужна помощь с лестницами, ступеньками, нужен лифт, некоторые люди не могут сами передвигаться или используют габаритную электрическую коляску). Слово можно употреблять, когда это нужно сказать об этом. Но, с другой стороны, слово излишне конкретизирует способ передвижения, а значит и физические особенности человека. (общ.)
Лежачий
Само по себе слово нейтрально и обозначает человека, который может только лежать. Негативный оттенок оно приобретает, если к нему добавляется слово «больной» — так часто говорят о полностью парализованном человеке. Корректнее оно звучит, если использовать связку со словом «человек». (СМИ, общ.)
Калич
Так в шутку называют себя люди с нарушениями работы рук, ног, координации и т. д. Но чаще всего слово звучит грубо и неуместно, лучше его не использовать, чтобы не переходить тонкую грань этики. (общ.)
Опорник
Это слово чаще всего используется для маркировки вида инвалидности (например, на спортивных соревнованиях) и говорит о том, что у человека может быть нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Но такая конкретика уместна не всегда, прежде чем использовать слово, подумайте, можно ли заменить на более нейтральную формулировку или вообще отказаться. (офиц, общ.)
Спинальник
Это слово говорит о виде инвалидности, а конкретно — о травме грудного и поясничного отдела позвоночника, и о том, что человек обычно передвигается затруднено, при помощи инвалидной коляски, костылей и т. д. В сообществах такое слово вполне допустимо, но вот в общении может нести дополнительную конкретику об особенностях. Употребляйте его, только если без этого не обойтись. (офиц, общ.)
Шейник
Это слово употребляется в сообществах людей и говорит о локализации травмы (шея) и степени парализации человека, чаще всего у таких людей не работают и руки, и ноги. Если вам нужно сказать о таких серьезных ограничениях, например вы организуете встречу и думаете, о месте ее проведения и какая помощь там может потребоваться, то слово вполне употребимо. В остальных случаях использовать его следует осторожно, т. к. оно слишком конкретизирует физические особенности. (общ.)
Дэцэпэшник
Это сленг, слово уместно употреблять только среди своих (людей с ДЦП), там оно не будет звучать грубо и оценочно. (общ.)
Диабетик
С одной стороны, это слово говорит о том, что у человека есть конкретный диагноз, и многие люди, имея его, спокойно к нему относятся. Но некоторым оно может не нравится, т.к. указывает на их физические особенности. Употребляйте его с осторожность. (офиц, общ.)
Аутист
Это сложное слово, в среде людей с ментальными особенностями мнения разнятся: некоторые предпочитают формулировку «человек с аутизмом», где личность ставится на первое место, а другие спокойно относятся к слову «аутист» — как к части своей личности. Выбирать использование формулировки можно по обстоятельствам: прислушаться, как говорят люди, или уточнить у них, как корректней. (офиц, общ.)
Немой
Может употребляться только в отношении человека, который не может физически произносить звуки, например отсутствует язык. Будет ошибкой употреблять его в отношении людей с глухотой — они могут общаться на жестовом языке, говорить не четко или с акцентом, или же тех, у кого нарушена речь, например у людей с ДЦП или инсультом. (СМИ, док., общ.)
Глухой/ Слепой
С этими словами надо быть очень осторожным. В разговорной речи они могут иметь негативную окраску, также негативно к ним могут относиться люди, которые еще окончательно не приняли свое состояние и болезненно относятся к упоминаниям особенностей здоровья. Конечно, их нельзя употреблять без слова «человек». (док., офиц., общ.)
Слепошара/ Слепак
Это слово имеет негативную окраску, но некоторые люди с инвалидностью по зрению используют его в ироничном значении. При употреблении будьте осторожны, не всегда ирония считывается и тем более уместна. (общ.)
Использующий жестовый язык/ Говорящий на жестовом языке
Такие выражения уместны, только когда надо уточнить способ коммуникации, хотя сами по себе не несут негативной оценки. (офиц., общ.)
Говорилка
Так незрячие чаще всего называют скринридер — программу, озвучивающую текст на экране. Не рекомендуем использовать слово повсеместно — только там, где его слово поймут в правильном контексте. Иначе его можно спутать с голосовым помощником. (общ.)
Электричка/ Активка
Так между собой люди с инвалидностью называют типы колясок: электрическую коляску (коляска с электроприводом) — управляется с помощью пульта с кнопками и джойстиком; активную инвалидную коляску — она обладает меньшим весом, небольшими передними колесиками и большей маневренностью при управлении, управляется с помощью рук. (общ.)
Розовая справка
Справка об инвалидности — официальный документ, розового цвета. (общ.)

Средства реабилитации

Чаще всего средства реабилитации можно называть прямо, поскольку слова имеют нейтральное значение и им нет аналогов: костыли, ходунки, канадки, трость, тактильная трость, слуховой аппарат.

Но есть случаи, когда вариант правильного названия нужно выбирать, исходя из того уместно и правильно ли употребление.
Обозначение
  • СМИ — используется в медиа
  • Док. — юридические документы
  • Офиц. — общение внутри компании
  • Общ. — обычное общение
Допустимое употребление в большинстве ситуаций, если не оговорены исключения
Инвалидная коляска
Слово «инвалидная» — это определение предмета, как детская или прогулочная. Употребляя такое выражение, вы не заденете ничьих чувств, поскольку в нем есть прямое указание на применение предмета. (СМИ, док., офиц., общ.)
Инвалидное кресло/ Кресло-коляска/ Кресло-каталка
Спорные определения, но многие их используют. Первое отсылает нас к предмету мебели, хотя люди с инвалидностью перемещаются не на диванах или стульях, а все-таки на коляске (предмете, который катится, а не стоит). Второе — оксюморон: кресло стоит, а коляска может двигаться. Третье, каталка, по Большому толковому словарю, — это тележка для перевозки больных. Поэтому в сочетании кресло-каталка получается нагромождение смыслов. Стоит ли употреблять такие выражения — решать вам. (офиц, общ.)
Коляска-ступенькоход
Инвалидная коляска, на которой человек может безопасно преодолевать пороги, бордюры и ступени (до определенной высоты). (СМИ, док., офиц., общ.)
Коляска-вездеход
На такой инвалидной коляске человек может передвигаться по неровным дорогам, по небольшим препятствиям, так как она более мощная, устойчивая и имеет широкие колеса. (СМИ, док., офиц., общ.)
Активная коляска/ Электрическая/ Домашняя/ Прогулочная
Различные виды инвалидных колясок. Активной человек управляет самостоятельно, крутя колеса. Электрической — с помощью джойстика на подлокотнике коляски. Домашняя и прогулочная обладают большим весом и габаритами, чем активная, часто при их использовании нужна помощь сопровождающего. (СМИ, док., офиц., общ.)
Протез
Искусственная замена отсутствующего органа или части тела. (СМИ, док., офиц., общ.)
Тутор/ Ортез
Приспособления, которые помогают человеку с инвалидностью держать руку/ногу/спину в правильном положении или ходить. (СМИ, док., офиц., общ.)
Ортопедическая обувь/ Ортообувь
Специальная обувь, в конструкцию которой добавлены определенные детали: особый супинатор, завышенная подошва, высокие бортики. Она может отличаться от обычной обуви, а может выглядеть так же. (СМИ, док., офиц., общ.)
Ходунки
Приспособление, которое помогает людям с плохим равновесием, слабыми мышцами и т. п. ходить самостоятельно и более устойчиво. Есть разные типы: с колесами, с сиденьем, складные и т. д. Отметим, что называть ходунки коляской — неверно. (СМИ, док., офиц., общ.)
Костыли
Помогают человеку передвигаться. Бывают разными — подмышечными, локтевыми. Последние иногда называют «канадками». (СМИ, док., офиц., общ.)
Трость
Приспособление, которое помогает человеку с инвалидностью безопасно ходить самому. Трости бывают разных типов: одно-, трех- и четырехопорные; телескопические и т. д. (СМИ, док., офиц., общ.)
Вертикализатор
Устройство, в котором парализованный человек может стоять, а если это динамический вертикализатор, то и передвигаться. (СМИ, док., офиц., общ.)
Собака-поводырь/ Собака-проводник
Несмотря на то, что сами люди с нарушением зрения чаще используют второй вариант словосочетания, в медицинских документах это «средство технической реабилитации» называют именно так — собака-поводырь. (СМИ, док., офиц., общ.)
Белая трость
Тростью пользуются незрячие люди, чтобы понимать, что находится впереди них. Белый цвет был выбран для окружающих, чтобы человек с такой тростью был более заметным. (СМИ, док., офиц., общ.)
Рельефно-точечный шрифт Брайля
Система записи букв для людей с инвалидностью по зрению, основанная на определенных комбинациях шести точек. (СМИ, док., офиц., общ.)
Шрифт Брайля
Неофициальное, но более простое название рельефно-точечного шрифта Брайля. (СМИ, док., офиц., общ.)
Звуковой маяк
Специальный электронный прибор, который помогает людям с инвалидностью по зрению ориентироваться на местности. (СМИ, док., офиц., общ.)
Скринридер
Программа, которая озвучивает текст на экране. С помощью нее незрячие люди могут пользоваться гаджетами: компьютером, смартфоном, планшетом и т. д. (СМИ, док., офиц., общ.)
Программа экранного доступа/ Программа чтения с экрана
Неофициальное название скринридера — программы, читающей текст с экрана. (СМИ, док., офиц., общ.)
Дисплей Брайля/ Брайлевский дисплей
Устройство отображает текстовую информацию, которая появляется на мониторе, на специальном дисплее со шрифтом Брайля. В том числе с его помощь незрячие люди пользуются компьютером. (СМИ, док., офиц., общ.)
Электронные видеоувеличители
Приборы, которые увеличивают изображения или текст на экране. Ими пользуются слабовидящие люди. Некоторые видеоувеличители умеют еще и озвучивать текст. (СМИ, док., офиц., общ.)
Тифлофлешплеер
Устройство помогает незрячим людям читать книги, электронные тексты, аудиофайлы, которые записаны в специальном формате — он не считывается иными устройствами или программами. (СМИ, док., офиц., общ.)
Тифлокомментарий
Короткое подготовленное описание визуальной информации, сопровождающее фильмы, сериалы, спектакли, спортивные матчи. (СМИ, док., офиц., общ.)
Слуховой аппарат
Прибор, который усиливает громкость звуков (иногда он изменяет динамические и частотные характеристики) так, чтобы слабослышащий человек мог их услышать и разобрать. (СМИ, док., офиц., общ.)
Кохлеарный имплант
Медицинский прибор, который вживляется и воздействует на слуховой нерв. Он помогает вернуть слух людям с выраженной или тяжелой формой потери слуха. (СМИ, док., офиц., общ.)
Индукционная петля
Транслирует звук в слуховой аппарат слабослышащего человека. Позволяет отсечь все помехи и посторонние шумы, делая звук голоса собеседника или информационного сообщения чистым. (СМИ, док., офиц., общ.)
Стома
Искусственное отверстие в теле человека, через которое он может дышать (трахеостома), питаться (гастростома) или выделять отходы жизнедеятельности (коло- или уростома). Людям с трахеостомой обычно сложно разговаривать, но их нельзя называть немыми. (СМИ, док., офиц., общ.)
Стоп-лист, слова и словосочетания из этого списка нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах.
Азбука Брайля
Ее не существует, так как шрифт заменяет уже имеющиеся буквы, а не создает набор новых.
Говорящая программа
Неверное определение скринридера, так как говорящей программой можно назвать и голосового ассистента, и навигатор.
Сканирующие читающие устройства
Такое понятие не рекомендуется употреблять, потому что непонятно, о каких конкретно устройствах идет речь. Тем более, что устройства для считывания информации имеют конкретные названия — тифлофлешплеер, скринридер.
Ходули
Неправильное название костылей. У слова есть закрепленное словарями значение — шесты с брусьями для ходьбы.
Палка
В значении «трость» — это разговорный, грубый стиль. Такая формулировка может быть воспринята как неуважение к человеку с инвалидностью и спровоцировать конфликт. Ведь этот предмет важен — он помогает. Например, понимать расположение предметов в пространстве или просто передвигаться.

Юридические термины

Юридические и иные официально-деловые документы требуют особой стилистики. В них важны точность и отсутствие иносказаний: конкретика в данном случае играет более важную роль, чем этичность употребления, потому что последняя может исказить смысл документа. В них допустимо употреблять диагнозы, слово «инвалид» (оно закреплено в Конституции РФ), понятия «человек с ОВЗ» (ограниченные возможности здоровья), «лицо с …» («лицо» — как юридическое обозначение человека).

Но нам кажется, что было здорово, если некоторые юридические формулировки были бы изменены и звучали более корректно и эмпатично: например, не «инвалид», а «человек с инвалидностью».

Вдохновляющее порно и позитивная дискриминация

Не каждый человек с инвалидностью хочет быть объектом позитивной мотивации для других. Адекватное восприятие — человек просто живет, а не совершает каждодневный подвиг — вот то, к чему многие люди с инвалидностью стремятся в коммуникации.

Подробнее о понятии «вдохновляющее порно» вы можете прочитать тут и здесь.

Устойчивые выражения и глаголы

Устойчивые выражения часто употребляются в СМИ и в бытовом общении и могут либо излишне драматизировать ограничения здоровья и жизнь людей с инвалидностью, либо, напротив, подсвечивать только позитивные особенности. Со временем мы используем их, даже не задумываясь, — к месту и нет. А между тем они искажают реальное положение дел. Например, среди людей, передвигающихся в инвалидной коляске, есть активные путешественники, которые никогда не скажут про себя «прикован к постели». А люди с синдромом Дауна не всегда «солнечные» — у них разный характер и настроение тоже может быть разным, как и других людей.

Часто в общении мы смущаемся, когда надо употребить глаголы, обозначающие действие, которое в силу инвалидности человек напрямую не может сделать. Но такие слова, как «пойдемте», «посмотрите», «скажите», «послушайте», являются общеупотребительными. Использовать их — значит не выделять людей с инвалидностью по признаку их особенностей.
Обозначение
  • СМИ — используется в медиа
  • Док. — юридические документы
  • Офиц. — общение внутри компании
  • Общ. — обычное общение
Стоп-лист, слова и словосочетания из этого списка нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах.
Поехали/ Проезжайте
Слова лучше не использовать по отношению к человеку, передвигающемуся в инвалидной коляске. Так вы только подчеркиваете его способ передвижения.
Страдает ДЦП/ аутизмом/ эпилепсией
Болезнь или особенность — это не всегда приятно, но и не значит, что она связана со страданиями. Употреблять такое выражение — излишне драматизировать уязвимость людей с инвалидностью.
Прикован к коляске/ постели
Человек может быть парализован, но слово «прикован» излишне драматизирует ситуацию и может быть неприятно человеку, особенно если он не так эмоционально относится к своему состоянию.
Заложник собственного тела/ жилья
Слово «заложник» создает яркую и негативную метафору, утрирует переживания человека. Не всем и не всегда это может быть приятно. Кроме того само понятие «заложник собственного тела» некорректно — физически нельзя быть заложником чужого.
Жертва аварии/ болезни
По словарю Ожегова, жертва — тот, кто испытывает постоянные страдания. Такая формулировка излишне эмоциональна. Человек уже может принять свое состояние, нейтрально к нему относиться, и ему будет неприятно излишний акцент и внимание.
Человек с ограниченными возможностями/ способностями/ функциями
Такое определение только путает. Непонятно, о чем идет речь. Он ограничен временно или постоянно, какие функции, способности и т. д. имеются в виду. Верный вариант — добавить к фразе слово «здоровья», тогда появится конкретика.
Человек с безграничными возможностями
В природе такого человека не существует, среди нас нет суперменов. Определение создает ложногероический образ человека с инвалидностью, который каждый день преодолевает свои физические (или ментальные) особенности и поэтому способен абсолютно на любые свершения. Но это не так. Человек есть человек.
Человек с повышенными/особыми потребностями
Повышенные и особые потребности — такие формулировки отталкивают от людей с инвалидностью, потому что говорят о том, что они требуют к себе больше внимания, поддержки, каких-то поблажек или уступок. Хотя в большинстве случаев это не так.

Как подготовить журналистов и команды к работе с инклюзивными проектами

Подготовка к работе
Отдельно диагнозы мы не рекомендуем употреблять. Многое из них (например, имбецил, шизофреник и т. д.) вошли в разговорный язык как слова сниженной, грубой лексики и заведомо не могут иметь нейтрального значения. То есть когда мы так говорим, даже не имея в виду ничего плохого, подсознательно уже закладываем негативную оценку.

Но болезнь/особенность — это не хорошо или плохо, это просто данность.
Недопустимо объектное общение
Важны максимальная корректность в общении, как в формате диалога, когда задаются вопросы, так и в целом на площадке, без давления и оценочных суждений. Недопустим объектный подход: «Пусть он встанет», «Уберите эту», «Давайте попросим, чтобы он делал вот так», «Поговори со слепым» и так далее.

Если человек не хочет отвечать на прямой вопрос и уходит от него — не нужно настаивать. При давлении у человека создается дополнительное подкрепление мнения, что «его только используют» для решения каких-то задач. Важно помнить, что план и задача — не важнее человека. А люди с инвалидностью чувствительны к объектному отношению и злоупотреблениям в коммуникации, в нарушении границ.

При подготовке важно выяснить уровень коммуникации человека, чтобы заложить время в сценарий: не торопить и не перебивать при нечеткой речи, успевать задавать и получать ответы при использовании жестового языка.

Вопросы лучше согласовывать заранее, чтобы человек мог подготовиться. Они должны быть понятными. Если есть какой-то план, сценарий, в который должен попасть ответ, — это также важно согласовать заранее.
Как лучше говорить об инвалидности
Важно избегать как восхищений и преувеличений вроде «Вы такой классный», «Вы меня вдохновляете», так и снисходительности — уточнений у сопровождающих, может ли человек что-то сделать или сказать.

Инвалидность может быть разной. Это может быть одно ограничение здоровья, могут быть сочетанные нарушения. Если не было опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью, то лучше проговорить задачи и согласовать формат взаимодействия с каждым человеком отдельно. Уточнить детали и особенности коммуникации важно, чтобы не создавать ситуацию недопонимания и конфликта.

Принципы использования слов

Простая коммуникация между людьми
  • Допустимо неформальное общение.
  • Следует придерживаться уважительного и дружелюбного тона.
  • Важно обращаться непосредственно к человеку с инвалидностью, учитывая его ограничения здоровья.
Использование слов в документах компаний
  • Уместен официальный тон и упоминание диагноза, если того требует ситуация.
  • Недопустимы панибратское обращение, разговорные термины, принижение из-за ограничений здоровья человека.
Формулировки для публичного поля от лица компании/ в СМИ
  • Рекомендуется использовать нейтральные формулировки, которые не выделяют диагноз человека, если в этом нет необходимости.
  • В текстах следует корректно упоминать ограничения здоровья человека.
  • Важно избегать чрезмерной героизации, жалости или негатива в отношении человека с инвалидностью.
  • Недопустимо навешивание ярлыков и стереотипное отношение к инвалидности.
Контакты:
pressa@evland.ru
Everland 2023 | evland.ru