Урок 3.
Выход на работу и оформление
Собеседование
Оптимальное время собеседования примерно 1,5 - 2 часа. Собеседование в магазине включает практическую часть с выполнением задач в торговом зале.
  • Для соискателя:
    • Снижение тревожности: Позволяет вживую познакомиться с будущим рабочим местом, коллективом и атмосферой, снижая страх перед неизвестностью.
    • Самооценка: Дает возможность реалистично оценить свои силы и физические возможности в реальной обстановке, а не в теории.
    • Осознанный выбор: Помогает самому кандидату с инвалидностью понять, комфортна ли ему эта работа и хочет ли он здесь работать.
  • Для работодателя (HR и директора магазина):
    • Позволяет увидеть реальные практические навыки (например, как человек ориентируется в пространстве, находит/выкладывает товар).
    • Дает понять, что именно может потребоваться сотруднику для эффективной работы (например, дополнительное освещение, помощь в организации рабочего пространства).
    • Позволяет наблюдать за такими качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость, обучаемость.
  • Директор магазина
    наблюдая за кандидатом с инвалидностью в условиях, максимально приближенных к реальным, получает необходимую информацию для принятия взвешенного решения о найме.
  • В собеседовании участвует HR-специалист
    Он выступает в роли наблюдателя, который контролирует соблюдение этапов процедуры. Его ключевая задача — оценить реалистичность и потенциал успешного трудоустройства кандидата в торговую сеть.
Этапы собеседования
Познакомьтесь и расскажите о ходе собеседования
Задайте вопросы кандидату:
  • Вопросы об образовании и опыте работы
    (на кого учился/кем работал, чем занимался, что нравилось/не нравилось и т.д.)
  • Вопросы о мотивации
    (почему ищет работу/для нужна работа/какие увлечения, занятия помимо работы и т. д.)
  • Вопросы о предпочитаемых условиях труда
    (график/уровень дохода/условия оформления)
  • Вопросы об инвалидности и особенностях здоровья
    Есть ли у вас установленная инвалидность? Какая у вас инвалидность?
    Расскажите, пожалуйста, про свои ограничения здоровья.  Я задаю этот вопрос потому, что работодатель обязан обеспечить безопасные условия труда. Информация об инвалидности позволит подобрать удобный график работы и доступные задачи.
  • Уточните у кандидата:
    • Испытывает ли он боли (постоянные/периодические)?
    • Имеются ли нарушения координации и тремор?
    • Случаются обмороки, ступор?
    • Режим принятия лекарств, нужны ли перерывы в работе для процедур (например, сделать укол и т. д.)?
Расскажите о вакансии и условиях работы в магазине
  • Расскажите о преимуществах работы в магазинах вашей торговой сети
    • Гибкий график.
    • Обучение и поддержка наставника.
    • Сообщите кандидату, если в вашем магазине уже работают сотрудники с инвалидностью.
  • Расскажите, какая будет физическая нагрузка, уточните, готов ли к ней кандидат
    • Нахождение «на ногах» продолжительное время.
    • Возможен ли перенос коробок с товарами, подъем на стремянке к верхним полкам с товарами и наклоны к нижним стеллажам.
    • Сохранена ли мелкая моторика рук для работы с чеками, штрихкодами и мелкими товарами.
    • Позволяет ли зрение работать с чеками и штрихкодами.
  • Важно
    При общении с кандидатом говорит просто и понятно: выбирайте простые короткие фразы, избегайте сложных предложений и метафор.
  • Покажите соискателю магазин
    (например,служебные помещения, комнату отдыха персонала).
  • Четко и конкретно расскажите о задачах
    (например, выкладка товара на полки, контроль сроков годности товаров, сборка интернет-заказов и т.д.).
  • Четко и конкретно расскажите об условиях работы
    (график работы, тип оформления, уровень заработной платы/размер ставки, отпуск/больничные).
  • После рассказа о вакансии задайте кандидату уточняющие вопросы, чтобы проверить, насколько хорошо он усвоил информацию.
    Например:
    • как вы поняли, что вы будете делать? 
    • какой у вас будет  график работы? 
    • как вы поняли, как вам будет выплачиваться заработная плата?
  • Также важно прояснить мотивацию, спросив: «Какие плюсы и минусы в этой работе вы для себя видите?»
    Кандидатов с инвалидностью часто волнуют вопросы, связанные с официальным оформлением, условиями труда и выплатами. Чтобы снизить тревожность, важно заранее предоставлять всю эту информацию, даже если кандидат стесняется спросить. Будьте готовы, что он может задать уточняющие вопросы, например: «Сколько времени займет оформление?», «Из чего состоит заработная плата и когда она выплачивается?», «Как планируется график работы?».
  • Зафиксируйте письменно особенно важную информацию
    (письменно на бумаге, сообщение в мессенджере или заранее заготовленная памятка).
Практическая часть
(длительность практической части: 1-1,5 часа)
Предложите соискателю выполнить следующие задачи
Не подойдут задачи по работе со следующими товарами

Выкладка сухого ассортимента.

Соки/воды.

Ротация товаров (например, хлебобулочные изделия).
ФРОВ.
Печать и замена ценников.
Молочные продукты.
Сборка интернет-заказов.
Алкоголь или табак.
  • На что нужно обратить внимание во время выполнения практических задач:
    • Как кандидат преодолевает препятствия, сохраняет равновесие/координацию.
    • Как переносит нахождение «на ногах» продолжительное время.
    • Как справляется с переносом коробок с товарами, может ли подняться на стремянке к верхним полкам с товарами и наклоняться к нижним стеллажам.
    • Сохранена ли мелкая моторика рук для работы с чеками, штрихкодами и мелкими товарами.
    • Позволяет ли зрение работать с чеками и штрихкодами.
  • Ваша роль в практической части интервью:
    • Объяснить задачу: что требуется сделать.
    • Продемонстрировать выполнение.
    • Дать соискателю самостоятельно попробовать выполнить задачу (распечатать 3 ценника, выложить товар из тележки на стеллаж, провести ротацию товара на конкретных полках).
    • Проверить промежуточный результат, дать обратную связь.
Завершение собеседования
  • Поблагодарите кандидата за встречу, сообщите о дальнейших шагах и сроке обратной связи.
    Обязательно соблюдайте обозначенные вами сроки обратной связи Долгое ожидание без обратной связи может негативно сказаться на устойчивости и самочувствии соискателя с инвалидностью.
Как оценить, подходит ли кандидат с инвалидностью для работы в магазине
  • Заинтересован в работе?
    ✅ Подходит: Задает вопросы по сути работы, заинтересован в финансовой независимости, проявляет интерес к практическим задачам.
    ❌ Не подходит: Заявляет об отсутствии желания работать, рассчитывает только на пенсию, пришел по принуждению (например, родителей).
  • Соблюдает дисциплину и правила поведения в магазине?
    ✅ Подходит: Приходит вовремя, предупреждает об опозданиях, следует инструкциям, уважает чужую собственность.
    ❌ Не подходит: Берет без спроса вещи коллег или товары, игнорирует инструкции, нарушает личные границы (неуместные прикосновения, объятия).
  • Проявляет конфликтное поведение?
    ✅Подходит: Сотрудник доброжелателен, вежлив, спокоен. Контролирует свое эмоциональное состояние.
    ❌Не подходит: Инициирует споры и ссоры с командой или покупателями. Не контролирует свои эмоции (страх, агрессия).
  • Адекватно реагирует на обратную связь?
    ✅ Подходит: Адекватно реагирует на замечания и похвалу, старается исправить ошибки.
    ❌ Не подходит: Грубит при замечаниях, игнорирует обратную связь, отказывается от задач.
  • Умеет читать и писать по-русски?
    ✅Подходит: Знает русский язык, умеет читать и писать по-русски.
    ❌Не подходит: Не умеет читать и писать по-русски.
  • Соблюдает гигиену?
    ✅Подходит: Чистый и опрятный внешний вид.
    ❌Не подходит: Неопрятный внешний вид (грязные одежда, волосы, зубы; неприятный запах).
  • Доступен ли функционал при ограничениях здоровья?
    ✅Подходит. При своих ограничениях здоровья кандидат может справиться с работой в магазине.
    ❌Не подходит. При своих ограничениях здоровья сотрудник не сможет эффективно справляться с работой в магазине.
  • Решение по каждому кандидату принимается индивидуально
    В соответствии с принципом сбережения здоровья и реальных возможностей соискателя. Необходимо посмотреть, как кандидат будет проявлять себя во время беседы и выполнения практических задач.

    Важно обратить внимание
    • Есть ли у кандидата тремор (трясутся ли руки, роняет ли товары).
    • Какая походка (пытается ли держаться за стеллажи и стены, свойственно ли шатание),
    • Сколько необходимо перерывов.
    • Есть ли пот, одышка.
    • Есть ли необоснованные просьбы перевести на легкую работу.