Шаг 1. Провести встречу с командой при принятии решении о трудоустройстве людей с инвалидностью в данный магазин
Команду нужно подготовить, ведь ее участники тоже могут волноваться, не понимать, как взаимодействовать с коллегами с инвалидностью. Соберите команду за 2−3 дня перед выходом нового сотрудника и открыто обсудите предстоящие изменения. Такой разговор поможет предотвратить недопонимание, развеет мифы и настроит команду на продуктивное сотрудничество. Важно знать несколько простых правил, которые сделают коммуникацию комфортной для всех.
Объясните команде, почему важно трудоустраивать сотрудников с инвалидностью.
Акцентируйте внимание на том, что такие сотрудники могут быть эффективными, как и коллеги без особенностей здоровья.
Трудоустройство сотрудников с инвалидностью укрепит команду и решит вопрос нехватки кадров. Вы сможете распределить задачи так, чтобы всем было комфортно.
Люди с инвалидностью могут быть такими же надежными и эффективными, как и остальные коллеги.
Их опыт позволяет лучше понимать нужды всех покупателей, что повышает качество обслуживания.
Расскажите о том, что в магазинах успешно работают люди с особенностями здоровья.
Поясните, как общаться и взаимодействовать с сотрудниками с инвалидностью.
Шаг 2. Провести встречу с командой перед выходом конкретного сотрудника с инвалидностью
Проведите 15-минутное собрание, как только кандидат утвержден.
Зачем это нужно?
Появление сотрудника с инвалидностью может вызвать у команды стресс или непонимание. Часто это просто страх перед неизвестным. Открытый разговор до его выхода помогает предотвратить конфликты и создает атмосферу поддержки.
План встречи
Предупредите команду
объявите, что в команду выходит новый сотрудник, и у него есть инвалидность.
Расскажите, какие особенности здоровья нужно учитывать в общении и работе.
Пример: «Он плохо слышит, поэтому обращаться к нему нужно, глядя в лицо», «У него неразборчивая речь, просите повторить, если не поняли».
Расскажите о его должности
основных задачах и графике работы.
Закрепите наставника
назовите имя коллеги, который будет помогать новичку вливаться в работу.
Обозначьте правила поддержки
подчеркните, что в сложных ситуациях сотрудники должны обратиться к вам.
Примеры:
«Николай плохо видит, поэтому носит очки и увеличительное стекло. Ему можно доверить раскладывать товары, но он не будет работать с ценниками.»
«У Степана ментальные нарушения. Сначала его будут возить на работу родители, но потом он научится сам. Он стеснительный и не очень разговорчивый, ему трудно выражать свои эмоции. На собеседовании он отлично разложил детское питание. С этого мы и начнем его обучение.»
«У Лизы диабет. Ей нужно 3−4 раза в день делать уколы инсулина и пить воду. В остальном она работает как все.»
Шаг 3. Выделить наставника/ментора
Чтобы адаптация прошла легко и быстро, новому сотруднику нужен наставник. Назначьте его из сотрудников магазина за 2-3 суток до выхода коллеги с инвалидностью, обязательно учитывайте рабочий график последнего.