Урок 5.
Адаптация нового сотрудника с инвалидностью
Каких действий стоит избегать при интеграции нового сотрудника
  • Не познакомить с командой
  • Представить команде
    и рассказать, кто за что отвечает, к кому по каким вопросам можно обращаться. Это снижает тревожность и помогает встроиться в рабочий процесс.
  • Игнорировать вопросы по поводу оформления и условий работы.
  • Отвечать подробно на все вопросы, дублируя ключевую информацию в письменном виде
    (в чате или памятке).
  • Сразу давать сложные многофункциональные задачи.
  • Начать с одной задачи
    (например, выкладки) или работы в одном отделе (например, бакалее). Повышать нагрузку и усложнять задачи постепенно.
  • Объяснять на словах, но не показывать.
  • Показывать выполнение задачи 2-3 раза.
    Первое время практиковать параллельную работу с наставником.
  • Проявлять предвзятость.
    (жалеть, игнорировать ошибки, вести себя снисходительно).
  • Общаться как с любым другим сотрудником.
    После адаптации сотрудник должен выходить на стандартные показатели эффективности.
  • Молча переделывать за сотрудником его работу
  • Объяснять ошибки и давать шанс исправить их самостоятельно.
    Это формирует навык и ответственность.
  • Постоянно стоять «над душой» или, наоборот, полностью отсутствовать
  • Первое время проверять работу с перерывом в 20−30 минут, постепенно увеличивая интервал.
Обратная связь
Всегда давайте обратную связь сотруднику с инвалидностью. Жалость, страх, предвзятое отношение помешают быстро и эффективно адаптироваться. Помните, сотрудник с инвалидностью, как и любой другой человек, не сможет исправить ошибку, не понимая, что он допустил её.
5 правил эффективной обратной связи
  • Будьте конструктивны
    ❌ Нельзя: кричать, переходить на личности, ругать.
    ✅ Нужно: объяснять ошибки спокойно, предлагать решения.
  • Учитывайте формат общения
    Спросите, как удобнее получать обратную связь — устно или письменно.
    Используйте предпочтительный для сотрудника формат.
  • Хвалите за успехи
    Подкрепляйте правильные действия: «Молодец, ценники расставлены верно».
    Сохраняйте спокойный, деловой тон даже в похвале.
  • Проверяйте понимание
    ✅ Убедитесь, что сотрудник все понял: «Расскажи, как будешь делать эту задачу?».
    ✅ Задавайте уточняющие вопросы.
  • Говорите просто и понятно
    ✅ Используйте короткие предложения, избегайте метафор и сложных выражений.
    Вместо «мартышкин труд» → «бессмысленная работа».
    Вместо «работы непочатый край» → «очень много задач».
Давайте сотруднику обратную связь регулярно
  • Обратная связь сотруднику и от сотрудника должна быть регулярной, системной.
    Это позволит снизить риск возникновения кризисных ситуаций. Рекомендуемая частота касаний в период адаптации нового сотрудника — раз в день или неделю (зависит от бизнес-процессов).
Как вы можете заметить, принципы предоставления обратной связи сотруднику с инвалидностью такие же, как и для всех. Однако их игнорирование может привести к негативным последствиям:
Конфликты
Затруднения в процессе адаптации
Ухудшение состояния здоровья сотрудника с инвалидностью
Кризисные ситуации и варианты их решения
Возможные меры поддержки:
  • Открытый разговор и прозрачная коммуникация;
  • Изменение формата обратной связи;
  • Уменьшение объема взаимодействия с покупателями;
  • Смена наставника;
  • Привлечение экспертов: HR, юристы, психологи, обучение, охрана труда, коллеги с опытом инклюзивного трудоустройства).
Алгоритмы действий в конкретных ситуациях
  • Сотрудник не справляется с задачами
    • Объясните ошибки спокойно и конкретно.
    • Выявите корень трудностей через диалог.
    • Покажите правильный способ выполнения задачи.
    • Подчеркните важность качества работы.
    • Хвалите за успехи и прогресс. Пример: «Отлично справляешься с выкладкой! Уверен, скоро так же хорошо получится и с ценниками».
  • Сотрудник манипулирует состоянием здоровья
    • Выясните суть проблемы через открытый диалог.
    • Оцените объективность ситуации (реальная нагрузка vs субъективное восприятие).
    • Верните ответственность, если задача по силам. Пример: «Только ты можешь выполнять свою работу. Важно стараться, если хочешь продолжать зарабатывать».
    • Скорректируйте задачи/график при реальной необходимости.
  • Важно избегать ситуаций, когда другие сотрудники берут на себя задачи сотрудника с инвалидностью или исправляют его ошибки.
Если возникает конфликт между коллективом магазина и сотрудником с инвалидностью
Организуйте встречу
со всеми участниками конфликта и обсудите ситуацию.
Проведите объективный анализ:
действительно ли задачи, которые вызывают трудности у сотрудника, невыполнимы для него? Уточните, связаны ли претензии коллег с качеством работы или это проявление личной предвзятости из-за инвалидности.
Прямо и открыто напомните команде о нормах профессионального общения и недопустимости дискриминации.
Поблагодарите коллектив за усилия
и подчеркните, что успех магазина зависит от слаженной работы каждого сотрудника.
Если проблема связана с поведением сотрудника, которое можно скорректировать
проведите с ним беседу, предложите пути решения (расскажите о нормах общения в команде и объясните, почему они важны; напомните, что в случае вопросов и недопониманий ему необходимо обратиться к вам или наставнику) .
  • Важно
    Решение должно быть основано на фактах и профессиональных требованиях, а не на эмоциях и личных симпатиях.