«Я не думал, что поступлю в колледж и буду работать»
У Евгения ДЦП, ему 33 года, живет в Московской области, деревня Ловцово. Молодой человек с первого класса был на домашнем обучении, а после учился в школе-интернате № 44 в Москве, изучал видеомонтаж в i-школе для людей с инвалидностью. После, в колледже, он понял, что реальных навыков получить не сможет, поэтому дополнительно учился сам, искал работу и собирал портфолио. Сейчас Евгений занимается видеомонтажом и созданием motion-графики. Молодой человек — трекер курса «Монтаж видео в Movavi».
«Я не думал, что поступлю в колледж и буду работать»
«Я не думал, что поступлю в колледж и буду работать»
«Перед собеседованием я сильно нервничал: думал, что меня не поймут»
Евгений пришел в Everland осенью 2019 года. Женя узнал об Everland из социальных сетей: «Я выиграл конкурс #хочувEverland и получил доступ к курсу „After Effects и Motion-графика“, — у меня уже были навыки видеомонтажа, я начал работать, монтировал несложные ролики для себя, друзей и параллельно проходил курс. Чтобы участвовать в конкурсе, я выбрал один из курсов, рассказал на своей странице в Фейсбуке о том, почему хочу здесь работать, поставил хештег #хочувEverland и попросил друзей поддержать меня лайками, комментариями и репостами. Это было несложно, и я быстро со всем справился». Чтобы проверить навыки, Евгению предложили смонтировать видеоурок, он сделал быстро, а замечаний было совсем немного: «Я вник в задачу, понял, какие кадры нужно вырезать, а какие оставлять. Формат видеоуроков был мне знаком, до Everland я пару месяцев работал видеомонтажером на YouTube-канале: монтировал видеоролики, поэтому быстро справился с тестовым».
Тифлокомментарий. Евгений сидит в кресле возле рабочего стола дома. На мужчине бело-розовый свитер. На мониторе открыта программа для видеомонтажа. Молодой человек смотрит в камеру.
Профессиональное тестирование на платформе Everland нужно, чтобы определить уровень навыков кандидата в выбранном направлении. Если навыков хватает, работать можно сразу, если нет — пройти понравившийся курс на Платформе. После его успешного завершения человек начинает работать над проектами. Во время работы за человеком с инвалидностью закреплен наставник, который помогает и подсказывает, как сделать работу лучше.
Роман Акинин, куратор-дизайнер Everland
«Женя легко прошел курс. Он уже умел работать в After Effects и Motion. И я смог сразу отдавать ему полноценные рабочие задачи. Потом стал по большей части заниматься монтажом и графикой для съемок. Он анимировал графику, персонажей для курсовых, видео по доступности для бизнеса, делал ролик для Everland и отлично со всем справился».
У Евгения серьезные проблемы с речью, поэтому он тревожился из-за обязательного интервью при регистрации на Платформе. До этого с незнакомыми людьми молодой человек общался письменно или просил помочь кого-то из родных. Голосом общался только с близкими или друзьями, потому что незнакомцы обычно бросали трубку, не дослушав Евгения: «Я боялся, что меня не поймут, но Игорь Новиков, руководитель Everland, предложил попробовать пройти собеседование. Сначала я нервничал, но ответил на первый вопрос и понял, что зря переживал, Игорь меня понимает». Сейчас звонок Игорю — это обычная вещь, а разговор с незнакомым человеком уже не так пугает: «Сначала очень тревожно, но потом, если вижу, что человек понимает меня, я успокаиваюсь и говорю с ним, не задумываясь».
Игорь Новиков, соучредитель Everland, юрист
«Я тоже помню ту первую встречу. Прошло два года, и в день открытия коворкинга Женя позвонил мне сам, чтобы сказать, что они с папой уже приехали и ищут место для парковки. Этот звонок и открытие коворкинга сделали мой день. Потому что я люблю видеть не изменения вообще, я радуюсь, как изменились конкретные люди. Сейчас Женя работает монтажером — делает качественные видеоролики».
«Если я хочу создать семью, то должен зарабатывать»
С детства Евгений был на домашнем обучении: «Занятия один раз в неделю — это очень мало, сразу все забываешь. Я сильно запустил учебу и не понимал, зачем и для чего все это нужно, мне было все равно. Я не думал, что буду работать и поступлю куда-то после школы, я ничего не хотел и не думал о будущем». Как отмечает молодой человек, все изменилось в пятнадцать лет, когда у него появилась девушка: «Мы познакомились с ней в больнице. Почти сразу она стала близким человеком, я захотел создать свою собственную семью». Те отношения изменили Евгения, он понял, что так беззаботно жить неправильно: «Если я хочу создать семью, я должен зарабатывать, жить только на пенсию по инвалидности не получится. Я решил учиться, начал разбираться, как устроен компьютер, изучать его и пробовать работать в разных программах».

Евгений закончил общеобразовательную школу и поехал в школу-интернат № 44 в Москве, чтобы продолжить обучение по специальностям «оператор ЭВМ» и «швея-мотористка» и больше общаться: «Было интересно быть в обществе, а не сидеть дома. Там я и начал заниматься видеомонтажом, это было дополнительное профессиональное образование в i-школе, начал изучать особенности работы в профессиональных программах и делать свои первые шаги в этом направлении. Я понял, что могу и умею делать проекты». Работать швеей-мотористкой или оператором ЭВМ молодой человек бы не смог: «Я учился, потому что так я мог жить отдельно от родителей». После интерната Евгений вернулся домой и поступил в колледж по специальности «Информационные системы и обработка информации»: «Обучение было полностью дистанционным, с преподавателями общался письменно, по почте. Я не видел их, а они не видели меня. Тогда еще не было принято вести пары через Zoom, Skype, поэтому лекций и семинаров не было. Учился по книгам и выполнял тесты. Я ничему там не научился». Поэтому после первого курса Евгений продолжил учиться видеомонтажу уже самостоятельно.
Тифлокомментарий. Лето. Евгений на небольшом тротуаре из брусчатки сидит на спортивном трехколесном велосипеде зелёного цвета. На мужчине серые штаны, белая футболка и голубая олимпийка. Он смотрит в камеру. За спиной деревья, кустарники и серое ограждение.
Первые свои деньги Евгений получил за помощь с установкой программ на ПК, он потратил их на подарок для мамы: «Тогда я понял, что хочу работать, зарабатывать и тратить деньги на себя, своих близких и свои мечты. Начал искать работу, так и узнал об Everland». Совсем недавно молодой человек купил новый велосипед: «Я каждый день, если погода позволяет, куда-то езжу, в основном по деревне, в которой живу, и ее окрестностям. У меня уже был велосипед, но он был старым и неудобным, я давно хотел поменять его. Благодаря работе, я смог осуществить свою мечту». Также Евгений покупает комплектующие для ПК и постоянно модернизирует его: «Я полностью обновил свой компьютер уже дважды. Рисую на бумаге то, как он должен выглядеть, а отец собирает. Как-то адаптировать рабочее место мне не нужно, у меня есть специальный шестикнопочный джойстик, иногда он заменяет мышь. Я использую его, если мне нужно точно спозиционировать элемент или нарисовать фигуру в программе».
В Everland работает система наставничества, цель которой — прокачка необходимых для работы навыков у людей с инвалидностью. После регистрации на Платформе человек с инвалидностью может пройти понравившийся курс, после него будут доступны реальные задачи, над которыми он будет работать вместе с куратором.
Мама Евгения, Ирина Мамонова
«Я очень горжусь Женей, тем, что он работает, занимается любимым делом и стал более самостоятельным. Я не сразу поддержала его, хотела, чтобы он меньше сидел за компьютером и больше гулял. Сейчас я вижу, что Женя был прав, и очень за него рада».
«Я не знал, что нужно отвечать на письма»
Сначала Евгений столкнулся трудностями из-за того, что до этого не работал в команде: «Мне прислали письмо, что для меня есть задание. Я прочитал его, но не ответил, просто ждал, когда вышлют само задание. Я долго его ждал, а оно все не приходило. Оказалось, что нужно было ответить и сказать, что я буду этим заниматься». Сейчас, как отмечает молодой человек, сложностей с работой в команде нет: «К правкам я отношусь хорошо, это часть профессии. Если их много, это сложно, но они не бывают безосновательными. Когда все достало, могу уйти и поделать что-то другое, чтобы переключить внимание. Вообще, любые сложности и новые задачи — это возможность стать лучше в профессиональном плане».

Евгений признается, что в коммуникации он также должен учитывать то, что ему трудно писать длинные тексты, снижена скорость печати. Иногда бывает, что работе мешает спастика, а иногда нет: «Сидишь хоть до глубокой ночи, и все нормально, ничего не болит, а спастика не беспокоит».

Роман Акинин, motion-дизайнер
У Романа генетическое заболевание — миопатия, прогрессирующая атрофия мышц, передвигается в инвалидной коляске. Долгое время он не верил в свои силы и был подавлен. Роману 30 лет, молодой человек занимается дизайном и motion-графикой в Everland.

Читать историю →
Проект Everland провел опрос среди людей с инвалидностью, чтобы выяснить, на что соискатели с инвалидностью обращают внимание при поиске работы, что важно учитывать, а что может стать барьером в трудоустройстве. На основе результатов опроса и накопленного опыта по трудоустройству таких соискателей Everland выпустил рекомендации для бизнеса, которые помогут адаптировать вакансии для людей с инвалиднотью и стать для таких сотрудников привлекательным работодателем.
«Мне нравится видеть реальные изменения, это радует и дает силы идти вперед. Когда Женя только пришел на Платформу, у него было небольшое портфолио и проблемы с коммуникацией. Мы взяли его в команду, стали прокачивать и учить работать над реальными задачами. Теперь у него нет проблем с работой в команде, он очень ответственно подходит к работе и курирует новичков, на него всегда можно положиться. А ведь прошло только чуть больше года!»
Елена Мартынова, руководитель Everland
Роман Акинин, куратор-дизайнер Everland
«Трудности часто возникают еще до начала работы, потому что часто просто сложно найти подходящую вакансию. Барьером могут стать какие-то неочевидные для человека без инвалидности вещи: пара ступенек перед входом в офис или необходимость созвонов с заказчиками и коллегами. Даже если ты нашел работу мечты, могут возникнуть проблемы с коммуникацией, с работой в коллективе. Для многих новичков удаленка замедляет процесс обучения, профессиональный рост, к этому должен быть готов как работодатель, так и соискатель с инвалидностью».
«Когда нет выбора, пропадает желание жить»
Молодой человек относится к гиперопеке со стороны родителей негативно и считает, что плюсов в ней нет: «Человек должен пытаться делать что-то самостоятельно, когда нет выбора, пропадает желание жить». Евгений вспоминает фильм «Моя левая нога» про историю ирландца с ДЦП, который благодаря своей силе воли, упорству и помощи семьи стал настоящим художником — он рисовал с помощью пальцев левой ноги. «Это удивительный фильм про человека, которого все считали растением, думали, что он ничего не может, но он доказал обратное. Мы с ним похожи, я тоже доказал себе и семье, что многое могу. Я сам, без чьей-либо помощи нашел работу, никого об этом не просил. Я тоже занимаюсь любимым делом и постоянно учусь новому». Молодой человек благодарен родителям и остальным родственникам, что они дали ему возможность быть самостоятельным и поддерживали его, а не пытались, действуя во благо, лишить его выбора. А на вопрос, как избавиться от гиперопеки со стороны родителей, улыбаясь отвечает: «Только с боем. Нужно разговаривать с родителями, аргументировать свою позицию, спорить с ними — просто брать и делать».
Евгений хочет создать свою семью, но понимает, что это будет сложно — нет инфраструктуры. «Я часто не могу куда-то попасть из-за отсутствия пандуса или низкопольного автобуса, я не могу даже в магазин сходить из-за этого и купить, например, продукты, чтобы приготовить ужин. Я постоянно должен просить кого-то о помощи, а я этого не люблю и считаю, что родители не должны посвящать мне все свое время. Я уже взрослый, хочу быть самостоятельным и независимым, поэтому и сижу дома, хотя деньги есть».
Тифлокомментарий. Евгений с родителями и младший братом на мероприятия. Они фотографируются для семейного альбома. Евгений и папа в голубых рубашках, брат в — розовой. А мама — в красном праздничном платье. Они стоят в обнимку, смотрят в камеру и улыбаются. Сзади красивый розовый фон с картиной, цветами и занавеской.
Everland совместно с партнерами создал спецпроект «Семья как семья», фотопроект Алексея Горшенина о том, что люди с инвалидностью могут быть счастливы в семье. Цель этого спецпроекта — развеять стереотип о том, что человек с инвалидностью всегда одинок и не может быть счастлив. В спецпроекте показаны истории людей с инвалидностью, которые создали семью, крепкую и счастливую. Также Everland организует обсуждения, посвященные разным аспектам инвалидности. Одна из таких конференций была на тему «Родители детей с инвалидностью: как сделать своего ребенка самостоятельным и помочь ему», на этой конференции успешные люди с инвалидностью и их родители делились своим опытом.
«Новичкам без помощи наставника сложно»
У Евгения много профессиональных планов: «В ближайшее время я хочу окончить курс по Avid Media Composer, это программа для видеомонтажа. Также я бы хотел изучить программы для трехмерного моделирования, чтобы брать новые задачи и расти в профессии». Молодой человек ищет необходимую информацию в интернете и учится без наставника, потому что у него уже есть большой опыт и навыки работы. Но такой формат обучения подходит не всем: «Учиться без помощи опытного наставника сложно, особенно новичкам, поэтому на платформе Everland я хотел бы создать еще один курс по подготовке видеоконтента. В нем будет использоваться программа Davinci Resolve, а задачи будут сложнее».
Everland дает возможность каждому человеку с инвалидностью пройти курсы на Платформе по четырем разным направлениям, чтобы получить необходимые для работы навыки. После успешного прохождения курса человек с инвалидностью начинает работать под руководством опытного наставника. Оплата за первые рабочие задачи обычно покрывает стоимость курса.
Айслу Асан, куратор направления «Контент»
«Я как специалист с инвалидностью, который прошел путь в проекте от новичка до куратора, точно могу сказать, что с помощью наставника этот путь можно пройти быстрее. У тебя всегда есть обратная связь, поддержка и возможность работать с профессионалом. Он может научить выполнять задачи действительно хорошо и качественно. Чаще всего человека с инвалидностью не берут на работу именно потому, что не хотят возиться с ним и обучать. Наш проект подходит к проблеме трудоустройства комплексно: сначала прокачивает человека с инвалидностью на курсах Платформы, после которых он работает в паре с наставником до устойчивого результата».

Фотографии из архива Евгения Мамонова
Платформа Everland — инклюзивный социальный предпринимательский проект.
© ООО «ЭВЕРЛЭНД», АНО «Пространство равных возможностей».
Если не указано иначе, все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons CC-BY-SA 3.0
Работодателям: трудоустройство людей с инвалидностью
СМИ: подготовка материалов, PR
Ульяна Захарова, ведущий психолог Everland
u.zakharova@evland.ru
Реализуется ООО «ЭВЕРЛЭНД», АНО «Пространство равных возможностей».
Исследование проведено совместно с Агентством «Анны Царегородцевой»