Урок 2.
Привлечение кандидатов с инвалидностью
Формирование инклюзивной культуры. План коммуникаций.

Задача: позиционировать компанию как социально ответственного работодателя и сформировать позитивное восприятие инклюзии внутри коллектива.

Информационный повод
Рекомендуемый формат и контент
Запуск программы в регионе/магазине.

Новость во внутренних СМИ: анонс программы, разъяснение ее целей и ценностей для бизнеса.

Успешное трудоустройство (после испытательного срока).
История успеха (кейс): интервью с сотрудником, его руководителем и наставником. Акцент на профессиональных качествах и интеграции в команду.
Важные даты (3 декабря — Международный день людей с инвалидностью).
Тематическая рассылка или пост: рассказ о принципах инклюзии, разбор мифов, статистика по трудоустройству в компании.
Актуальная повестка (новые исследования, практики).
Экспертный контент: дайджесты новостей, обзоры лучших российских и международных HR-практик в сфере инклюзии.
Ключевой принцип: Фокус на профессионализме и человеческих историях, а не на инвалидности. Важно показать реальный вклад сотрудников в общее дело.
Подбор и собеседование
  • Взаимодействие с партнерами: получение и анализ профилей кандидатов от ЦЗН и НКО.
  • Подбор вакансии: выбор подходящего магазина и предоставление обратной связи партнерам.
  • Организация собеседования в магазине: согласование даты, места и выездное участие в собеседовании кандидата с директором магазина.
  • Оценка и консультирование: оценка поведения кандидата и рекомендации директору по эффективному взаимодействию.
Оформление и выход на работу
  • Оформление: полное сопровождение процедур (служба безопасности, медосмотр, сбор документов).
  • Информирование кандидата: предоставление четкой письменной памятки по процессу оформления.
  • Контроль выхода на работу: обеспечение успешного начала первой рабочей смены (документы, форма, рабочее место).
Адаптация и развитие
  • Подготовка команды: контроль за прохождением директором обучающего курса и проведением бесед с коллективом.
  • Мониторинг адаптации: сбор регулярной обратной связи от сотрудника, директора и наставника (выезды, звонки).
  • Кризисная поддержка: оперативная помощь сотруднику и директору, привлечение экспертов (психологи, юристы) при необходимости.
  • Планирование развития: согласование с директором опций карьерного роста сотрудника с инвалидностью (при необходимости - расширение функционала, увеличение часов и т.д.).
Развитие инклюзивной культуры
  • Реинтеграция: поддержка и маршрутизация действующих сотрудников, получивших инвалидность; сохранение сотрудника в контуре компании.
  • Координация с направлением внутренних коммуникаций: информирование сотрудников о практиках инклюзивного найма, формирование его позитивного образа.
  • Сбор кейсов: сбор и публикация успешных историй трудоустройства людей с инвалидностью  (отзывы сотрудников, директоров, наставников).
Кто не сможет работать в ритейле
Понимание того, при каких особенностях здоровья тот или иной функционал будет недоступен, позволяет HR точнее оценить потенциал соискателя с инвалидностью и принять взвешенное решение о его трудоустройстве для эффективной работы в магазине.
Стоп-факторы для работы в магазине
  • Тяжелая умственная отсталость, низкофункциональный аутизм, синдром Дауна с признаками ранней деменции.
    Таким людям потребуется гораздо больше времени на адаптацию к правилам работы в магазине и освоение простых задач. В случае проявления дегенеративных расстройств (ранняя деменция) высок риск резкого снижения эффективности.
  • Тяжелые нарушения опорно-двигательной системы (инвалидная коляска, ходунки, трость), неврологические заболевания с такими симптомами, как быстрая утомляемость, частые головные боли, головокружения.
    Люди, имеющие данные особенности здоровья, не смогут справиться с работой «на ногах», активно перемещаться по торговому залу, пользоваться стремянкой, перемещать коробки и тележки с товаром.
  • Тотальная слепота, инвалидность по зрению (1 и 2 группа).
    Люди с инвалидностью из этой категории соискателей не смогут справиться с оценкой внешнего вида товаров и витрины, быстро ориентироваться в торговом зале и работать с бумажными ценниками.
  • Существенные физические уродства (мед. термин), несоблюдение гигиены, отсутствие социальных навыков, а также навыков чтения/письма/счета, неконтролируемая эмоциональность.
    При каждом из вышеперечисленных стоп-факторов высок риск негативных реакций со стороны покупателей и других сотрудников магазина. Люди с подобными особенностями здоровья и поведения могут испытывать сложности в общении и преодолении стрессовых ситуаций.
  • Хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства).
    Люди с инвалидностью из этой категории соискателей должны предоставить справку от лечащего врача — психиатра с разрешением на работу с пищевыми продуктами и с материальной ответственностью.
Кто может работать в торговом зале
Портрет кандидата
Меры по адаптации условий труда (с учетом информации из ИПРА)
Общие заболевания (онкология, заболевания крови, гормональной и нервной систем и проч.).

Специальные приспособления не требуются. Сотрудники (не только директор магазина) должны знать об особенностях здоровья коллеги.

Ментальные нарушения (синдром Дауна, умственная отсталость, РАС (расстройство аутистического спектра, высокофункциональный аутизм) и др.).
Специальные приспособления не требуются. Сотрудники (не только директор магазина) должны знать об особенностях здоровья коллеги.
Легкие формы ДЦП (3 группа).
Необходимо исключить работы на стремянках и иных неустойчивых и скользких поверхностях.
Нарушения зрения с большим процентом сохранного зрения.
Может потребоваться увеличительное стекло для чтения артикулов и ценников. Исключить работу с прессом
Тугоухость
Меры приспособления не требуются.
Глухота с навыком чтения по губам и приемлемой речью
Процедуру оформления нужно сопроводить переводчиком РЖЯ (русский жестовый язык), дублировать все договорённости и разъяснения по условиям труда в мессенджер.  Для работы желательно использовать маркирующие жилеты.
Легкие и средние нарушения функции верхних или нижних конечностей (потеря конечности, парезы)
Необходимо исключить работы на стремянках и иных неустойчивых и скользких поверхностях.