Урок 3.
Собеседование в магазине и оформление
Подготовка к собеседованию в магазине
HR менеджеру необходимо:
  • Ознакомиться с профилем кандидата, который направит ЦЗН/НКО.
    (а также ИПРА — если кандидат готов его предоставить). В профиле будет общая информация о кандидате (контакты, опыт работы, особенности здоровья, предпочитаемые условия работы -график,  район города и т. д.), а также рекомендации по взаимодействию с ним.
  • Подобрать магазин с подходящей вакансией.

  • Направить директору магазина профиль кандидата
    уточнить наличие открытой вакансии, согласовать возможности графика работы и подбора доступного функционала.
  • Догласовать с директором магазина и кандидатом дату собеседования в магазине.
  • Направить директору  магазина обучающие материалы и материалы для подготовки команды.
    Проконтролировать прохождением директором магазина обучающего курса.
  • Важно
    Основная причина неэффективного инклюзивного найма — отсутствие подготовки команды. Если директор магазина не пройдет обучение, у него не будет инструментов, чтобы грамотно выстроить процессы отбора и адаптации сотрудника с инвалидностью. Это может привести как к позитивной, так и к негативной дискриминации, а также к другим проблемам: конфликтам в коллективе, снижению производительности и неудачной интеграции сотрудника.
Сценарий собеседования в магазине
Собеседование включает знакомство с магазином и практические задания в торговом зале, что позволяет всем участникам процесса принять взвешенное решение.
Ключевые преимущества формата
Для кандидата
возможность оценить реальные условия работы, снизить тревожность и принять осознанное решение.
Для работодателя
получение объективной информации о навыках кандидата в реальной рабочей среде для взвешенного выбора.
  • В собеседовании участвует HR-специалист.
    Он выступает в роли наблюдателя, который контролирует соблюдение этапов процедуры. Его ключевая задача — оценить реалистичность и потенциал успешного трудоустройства кандидата в торговую сеть.
Собеседования в магазине предполагает, что директор магазина:
  • Знакомится с кандидатом, показывает ему магазин и рассказывает о работе.
  • Задает вопросы кандидату о его навыках, мотивации и предпочтительном графике работы.

  • Предлагает кандидату выполнить несколько практических задач в торговом зале.
    (выкладка товаров, замена ценников, ротация, сборка заказов и т. д.).
  • Рекомендация:
    оптимальная продолжительность собеседования — 1,5 — 2 часа.
  • Примечание:
    по согласованию возможно присутствие на собеседовании представителя ЦЗН/НКО для поддержки и консультации.
Обратная связь
Своевременная обратная связь важна для всех соискателей, а для кандидатов с инвалидностью — особенно. Даже после первичного общения важно связаться с кандидатом (позвонить или написать) и проинформировать его о дальнейших шагах.
Ключевые преимущества формата
Для кандидата
Люди с инвалидностью начинают винить себя или компанию, не понимая, в чем причина приостановки в коммуникации. Они могут потерять устойчивость; у них снижается мотивация к трудоустройству в целом; они перестают верить в свои силы. На фоне этих эмоциональных переживаний может произойти ухудшение состояния здоровья.
Для работодателя
Страдает HR-бренд. Люди с инвалидностью часто тесно общаются внутри своих сообществ. Потеряв доверие одного соискателя, вы рискуете потерять доверие целой группы потенциальных кандидатов.
Рекомендации
  • Строго соблюдайте обещанные сроки обратной связи.
  • Не пропадайте без объяснений и не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Используйте развернутую обратную связь
    как инструмент для снижения тревожности кандидата и формирования долгосрочного доверия к компании.
Формулировки с отказами кандидату
«Благодарим вас за то, что проявили интерес к вакансии и нашли время пообщаться  с нами. Возвращаемся с обратной связью…»
Возможные формулировки отказа
  • Вам не удалось выполнить некоторые задачи (перечислить), например, выкладывать товар, проверять сроки годности, печатать ценники, перевозить тележку.
  • Мы заметили, что в процессе выполнения рабочих задач вы были недостаточно вовлечены (выбрать нужное), например, отвлекались на разговоры на посторонние темы/выполняли ненужные действия с товаром, не связанные с работой.
  • Мы видим риски, связанные с вашей мотивацией, потому что вы озвучили, что не заинтересованы сейчас в работе.
Оформление
На этапе оформления важно не только собрать документы, но и помочь кандидату с инвалидностью чувствовать себя уверенно и защищенно. Многие из них сталкивались с мошенничеством или имеют негативный опыт трудоустройства, поэтому ваша задача — показать максимальную прозрачность и поддержку
Задачи HR
  • Собрать все необходимые документы для трудоустройства сотрудника с инвалидностью, при условии офлайн оформления. Проконтролировать все ли документы загружены в систему и подписаны сотрудником, при условии онлайн оформления.
  • Согласовать с директором магазина и кандидатом дату и время первого рабочего дня.
  • Проконтролировать, выдано ли кандидату направление на обязательный медицинский осмотр.
  • Выслать кандидату письменную информацию о дате и времени выхода на работу и об условиях труда (график работы, оплата труда).