Урок 4.
Сопровождение выхода на работу и процесса адаптации
Подготовка команды магазина
Задачи HR:
  • Направить директору магазина все необходимые обучающие материалы для подготовки команды.
  • Проконтролировать, что директор прошел обучающий курс и назначил опытного наставника для помощи новичку в адаптации.
  • Напомнить директору о необходимости провести собрание с коллективом, как только будет согласована дата выхода сотрудника.
  • Почему это важно
    Появление в коллективе сотрудника с инвалидностью может вызвать стресс и напряжение. Часто это связано не с объективными сложностями, а со страхом и непониманием со стороны коллег без инвалидности.

    Чтобы предотвратить конфликт, необходимо:
    • заранее обсудить с командой правила коммуникации;
    • при возникновении напряжения — тактично, но открыто разобрать ситуацию вместе с коллективом и найти решение.
Инструкция для директора магазина: план проведения собрания. Поясните директору, что на собрании необходимо:
  • Проинформировать команду о том, что в коллектив выходит новый сотрудник, имеющий инвалидность.
  • Объяснить особенности здоровья, которые могут повлиять на работу и общение:
    • Как проявляются ограничения (например, плохо слышит, не разбирает речь, имеет нарушения зрения).
    • Как эффективно коммуницировать с учетом этих особенностей здоровья.
  • Четко обозначить рабочие аспекты: должность, задачи и график нового сотрудника.
  • Представить наставника, закрепленного за новичком.
  • Обозначить алгоритм действий при возникновении сложностей:
    • К кому обращаться команде в случае недопонимания.
    • Что делать в кризисной ситуации (подчеркнуть, что в таких случаях нужно сразу обращаться к директору).
Кризисные ситуации и варианты их решения
Возможные меры поддержки:
  • Открытый разговор и прозрачная коммуникация
  • Изменение формата обратной связи
  • Уменьшение объема взаимодействия с покупателями
  • Смена наставника
  • Привлечение экспертов
    HR, юристы, психологи, обучение, охрана труда, коллеги с опытом инклюзивного трудоустройства).
  • В собеседовании участвует HR-специалист.
    Он выступает в роли наблюдателя, который контролирует соблюдение этапов процедуры. Его ключевая задача — оценить реалистичность и потенциал успешного трудоустройства кандидата в торговую сеть.
Собеседования в магазине предполагает, что директор магазина:
  • Знакомится с кандидатом, показывает ему магазин и рассказывает о работе.
  • Задает вопросы кандидату о его навыках, мотивации и предпочтительном графике работы.

  • Предлагает кандидату выполнить несколько практических задач в торговом зале.
    (выкладка товаров, замена ценников, ротация, сборка заказов и т. д.).
  • Рекомендация:
    оптимальная продолжительность собеседования — 1,5 — 2 часа.
  • Примечание:
    по согласованию возможно присутствие на собеседовании представителя ЦЗН/НКО для поддержки и консультации.
Обратная связь
Своевременная обратная связь важна для всех соискателей, а для кандидатов с инвалидностью — особенно. Даже после первичного общения важно связаться с кандидатом (позвонить или написать) и проинформировать его о дальнейших шагах.
Ключевые преимущества формата
Для кандидата
Люди с инвалидностью начинают винить себя или компанию, не понимая, в чем причина приостановки в коммуникации. Они могут потерять устойчивость; у них снижается мотивация к трудоустройству в целом; они перестают верить в свои силы. На фоне этих эмоциональных переживаний может произойти ухудшение состояния здоровья.
Для работодателя
Страдает HR-бренд. Люди с инвалидностью часто тесно общаются внутри своих сообществ. Потеряв доверие одного соискателя, вы рискуете потерять доверие целой группы потенциальных кандидатов.
Рекомендации
  • Строго соблюдайте обещанные сроки обратной связи.
  • Не пропадайте без объяснений и не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
  • Используйте развернутую обратную связь
    как инструмент для снижения тревожности кандидата и формирования долгосрочного доверия к компании.
Формулировки с отказами кандидату
«Благодарим вас за то, что проявили интерес к вакансии и нашли время пообщаться  с нами. Возвращаемся с обратной связью…»
Возможные формулировки отказа
  • Вам не удалось выполнить некоторые задачи (перечислить), например, выкладывать товар, проверять сроки годности, печатать ценники, перевозить тележку.
  • Мы заметили, что в процессе выполнения рабочих задач вы были недостаточно вовлечены (выбрать нужное), например, отвлекались на разговоры на посторонние темы/выполняли ненужные действия с товаром, не связанные с работой.
  • Мы видим риски, связанные с вашей мотивацией, потому что вы озвучили, что не заинтересованы сейчас в работе.
Оформление
На этапе оформления важно не только собрать документы, но и помочь кандидату с инвалидностью чувствовать себя уверенно и защищенно. Многие из них сталкивались с мошенничеством или имеют негативный опыт трудоустройства, поэтому ваша задача — показать максимальную прозрачность и поддержку
Задачи HR
  • Собрать все необходимые документы
    для трудоустройства сотрудника с инвалидностью, при условии офлайн оформления. Проконтролировать все ли документы загружены в систему и подписаны сотрудником, при условии онлайн оформления.
  • Согласовать дату и время
    первого рабочего дня с директором магазина и кандидатом.
  • Проконтролировать
    выдано ли кандидату направление на обязательный медицинский осмотр.
  • Выслать кандидату письменную информацию
    кандидату письменную информацию о дате и времени выхода на работу и об условиях труда (график работы, оплата труда).
  • Учитывайте, что люди с инвалидностью часто имеют небольшой опыт официального трудоустройства и могут опасаться мошенничества.
    Особое беспокойство вызывает онлайн-оформление и сбор документов. Чтобы снять тревожность, нужно четко и конкретно сообщить всю информацию. Соискатель может задавать уточняющие вопросы. Например: «Сколько длится оформление?», «Из чего состоит зарплата?», «Когда и как она выплачивается?», «Как будет выстроен мой график?». При необходимости — заранее покажите шаблон трудового договора.
Рекомендации
  • Четко и развернуто проговаривайте все этапы оформления.
  • Дублируйте информацию письменно:
    Всю ключевую информацию (сроки, суммы, реквизиты, адреса, названия документов, график работы, оплата труда) обязательно дублируйте в текстовом виде. Идеальный формат — заранее подготовленная памятка для новичка, которую можно отправить по email или в мессенджере.