«Мы столкнулись
с отсутствием публикаций по теме трудоустройства людей с инвалидностью»
«Мы столкнулись
с отсутствием публикаций по теме трудоустройства людей с инвалидностью»
«Мы столкнулись
с отсутствием публикаций по теме трудоустройства людей с инвалидностью»
Анна Царегородцева, руководитель исследовательского агентства:
Весной 2022 года «Агентство Царегородцевой» pro bono провело для Everland исследование о ситуации с трудоустройством людей с инвалидностью в России в рамках конкурса для молодых исследователей Research Got Talant, крупнейшей исследовательской ассоциации ESOMAR. Цель такого анализа — понять, как выглядит портрет человека с инвалидностью трудоспособного возраста и что мотивирует его работать.

Что стало неожиданным в исследовании и зачем агентству делать это pro bono, мы спросили его руководителя Анну Царегородцеву.
Анна, что мотивирует ваше агентство участвовать в таком конкурсе и работать бесплатно?
В основном мы решаем однотипные бизнес-задачи: продуктовые, маркетинговые исследования. Одно и то же со временем приедается и хочется уже других, более интересных задач. Началось все с идеи посостязаться с командами со всей России и при этом сделать что-то полезное для общества. Участие в конкурсе для нас стало прекрасной возможностью применить свои опыт и знания в поле социально-значимых задач. Поэтому мы с радостью откликнулись на запрос проекта Everland. А мотивирует, наверное, желание сделать что-то хорошее, общественно-значимое.
Почему вы выбрали именно Everland с его темой?
Пары «НКО — исследователи» жюри конкурса определяло в случайном порядке. Нам выпало поработать с Everland. Исследователи самостоятельно встречаются с НКО, обсуждают задачи организации и определяют дизайн будущего проекта. И тему формулировал уже непосредственно сам Everland, Игорь Новиков и Елена Мартынова. Темы конкурса были разнообразные, но наша мне показалось наиболее интересной.
Тифлокомментарий. Картинка c Freepik. Крупным планом руки мужчины, который держит планшет с диаграммами и что-то в них отмечает ручкой. Мужчина одет в деловой черный костюм и белую рубашку. Он находится за столом, на котором разложены листы бумаги с инфографиками и диаграммами. Правее бумаг лежит калькулятор и стоит белая чашка с блюдцем. Из окна справа падает мягкий солнечный свет.
Проводило ли ваше агентство исследования о людях с инвалидностью ранее? И с какими трудностями либо неожиданностями вы столкнулись?
Как я уже сказала, наше агентство не занимается социологией, в основном делаем коммерческие исследования. Но в конкурсе Research Got Talant мы участвуем уже второй раз. В 2020 году мы сотрудничали с Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». И провели очень хорошее исследование по проблемам социального сиротства. Тогда в выборку в том числе попали дети с инвалидностью.

В этом исследовании мы столкнулись с отсутствием публикаций по теме трудоустройства людей с инвалидностью. При поиске мы нашли только одно большое исследование, которое проводил HeadHunter в прошлом году, и несколько выдержек из социологических журналов. Этого крайне недостаточно.
Опросники для людей с инвалидностью распространялись через соцсети и сообщества. Как создавался дизайн исследования?
Изначально мы провели серию глубинных интервью непосредственно с людьми с инвалидностью и компаниями, которые занимаются инклюзией. На их основе у нас появились некие гипотезы, которые мы уже захотели проверить в количественном опросе. Вопросы мы создавали совместно с психологом Everland. Нам было важно понять портрет участника, ограничения здоровья, его финансовое и семейное положение, занятость и предпочтения в работе. Дополнительно было предложено использовать психодиагностику, то есть сделать исследования по тесту жизнестойкости — это способность справляться со стрессом и внутренним напряжением. А также по тесту копинг-стратегий, то есть моделей поведения, таких как способность человека решать проблемы, находить поддержку извне, стремление избегать проблем. Это позволило нам несколько обогатить результаты. Получилось двойное исследование, мы изучали и социологию, и психологию. Для психографии, то есть психологического портрета человека, мы использовали заранее разработанный опросник без его корректировки.
Тифлокомментарий. Картинка c Freepik. Графический рисунок графика на розовом фоне. Левее и правее от него изображены две крупные стрелки серо-голубого цвета.
Что для вас оказалось неожиданным как о соискателях с инвалидностью, так и работодателях?
Мы общались с очень хорошо адаптированными людьми. И у меня самой нет никаких предвзятых отношений относительно людей с инвалидностью. У меня в агентстве была девушка с ДЦП, и это никак не мешало работе. Но ситуация вокруг трудоустройства людей с инвалидностью открылась для меня с новой стороны.

Практически все участники опросов упоминали возникающие сложности при трудоустройстве, предвзятое отношение к ним. Запомнился, в частности, один респондент, рассказавший, что работодатель отказался брать его на работу, заметив, что он хромает.

Так же было удивительно, что компании фиктивно закрывают квоты на рабочие места. Это несколько раз упоминалось при опросах. Трудоустройство «для галочки» — не очень хорошее явление для нашего общества.

Для меня было неожиданно и то, насколько общество по-прежнему настороженно относится к людям с инвалидностью. Респонденты упоминали косые взгляды в случае видимой инвалидности и проявление негативных эмоций в коммуникации. Правда, при этом респонденты отмечают, что ситуация исправляется.
Планируете ли вы и дальше заниматься исследованиями по трудоустройству людей с инвалидностью?
Нужно углубиться в эту тему именно с точки зрения того, как помочь людям с инвалидностью все-таки интегрироваться в открытый рынок труда: какую для них подобрать мотивацию, драйверы, чтобы снять барьеры на этом пути. Мне эта тема кажется очень интересной, и если будут какие-то дополнительные задачи — мы с удовольствием возьмемся за них.

Фото с сайта freepik.com
Платформа Everland — инклюзивный социальный предпринимательский проект.
© ООО «ЭВЕРЛЭНД», АНО «Пространство равных возможностей».
Если не указано иначе, все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons CC-BY-SA 3.0
Работодателям: трудоустройство людей с инвалидностью
СМИ: подготовка материалов, PR
Ульяна Захарова, ведущий психолог Everland
u.zakharova@evland.ru
Реализуется ООО «ЭВЕРЛЭНД», АНО «Пространство равных возможностей».
Исследование проведено совместно с Агентством «Анны Царегородцевой»