СИТУАЦИЯ
С НЕВИЗУАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТЬЮ СФЕРЫ УСЛУГ
ДЛЯ ЛЮДЕЙ
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ 2025
Зачем нужно проводить такие исследования
В России живет около 450 000 людей
с инвалидностью по зрению и примерно миллион человек с нарушениями мелкой моторики, связанных с заболеваниями или травмами. Все они активно пользуются цифровыми сервисами
и услугами, но часто сталкиваются
с тем, что многие сайты или приложения им недоступны. В исследовании мы провели анализ, что изменилось
с доступностью онлайн-ресурсов
за несколько лет.
Исследование невизуальной
доступности сферы
услуг для людей
с инвалидностью — 2023
Проведено исследование наиболее
часто используемых онлайн-сервисов
на доступность для людей
с нарушением зрения. В последующем проводились новые проверки с целью проанализировать, как изменилась ситуация для пользователей
с нарушением зрения.
Регулярный мониторинг
Регулярный мониторинг
Доступность услуг коммерческих организаций
В целом ситуация с доступностью услуг
и сервисов для людей с разными нарушениями здоровья понемногу меняется. Это отмечает большинство респондентов опроса. Под доступностью понимается возможность человека
воспользоваться услугой самостоятельно либо с минимальной помощью сотрудника компании.
Оценка динамики изменения в доступности услуг для людей
с разными нарушениями здоровья
Изменение доступности приложений
Розничная торговля
Доступность сферы «Розничная торговля» находится на среднем уровне. Наиболее заметные проблемы
у пользователя могут возникать при поиске нужного товара в каталоге, оформлении заказа или при навигации по приложению в целом. Изменения
в большинстве приложений отсутствуют либо несущественны.
В целом был отмечен регресс
в доступности.
Банки
Доступность сферы «Банки»
в целом остается на хорошем уровне. Имеются общие проблемы, например, отсутствие текстовых меток
у элементов, и уникальные для сферы: среди них отсутствие индикации числа введенных символов короткого кода.
С предыдущего исследования серьезных изменений как в лучшую, так
и в худшую сторону не произошло. Большинство изменений в банках — нейтральные или частичные. Доступность части приложений стабильна или улучшилась.
Обучение
Доступность сферы «Обучение» находится на среднем уровне.
Человек, который хорошо знаком
с компьютером, вероятно,
сможет воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляют сервисы, но
у менее опытного пользователя
могут возникнуть затруднения. Большинство платформ
не изменились. Общий тренд: стабильность или частичные улучшения.
Маркетплейсы
Наблюдается общая тенденция
к ухудшению доступности приложений в этой сфере. Наиболее заметное снижение доступности зафиксировано
в приложениях AliExpress для iOS (фактически до нулевой доступности), Lamoda для iOS, Ozon для Android и iOS. Сохранили средний уровень доступности приложения Wildberries для Android и Мегамаркет для iOS.
Единственным исключением стал Яндекс.Маркет для iOS,
где доступность значительно улучшилась и большинство ранее выявленных проблем были исправлены.В целом отмечается самый резкий регресс среди всех сфер.
Телеком
В сфере «Телеком» наблюдается неоднородная картина изменений доступности приложений.
Улучшения замечены в приложениях T2 для Android и iOS, а также Yota
для iOS. Значительное ухудшение
доступности произошло
в приложениях Мегафон для iOS,
МТС для Android, Yota для Android
и Билайн для Android. Для остальных приложений ситуация либо осталась
на прежнем уровне, либо незначительно ухудшилась.
Магазины электроники
Доступность сферы «Магазины электроники» находится
на среднем уровне. В каждом
приложении имеются моменты, вызывающие затруднения
у пользователей, в том числе
и на довольно важных этапах, таких как оформление заказа. Заметных изменений с предыдущего исследования не выявлено. Большинство изменений — нейтральные или частичные.
Часть приложений стабильна
или улучшилась.
Ключевые проблемы
в невизуальной доступности для людей
с инвалидностью
по зрению
Переход на российский софт и платформы приводит
к исключенности незрячих пользователей
из мира цифровых профессий и сервисов.
Переход на российский софт
и платформы приводит
к исключенности незрячих пользователейиз мира цифровых профессий и сервисов.
Ключевые проблемы
с цифровой доступностью для людей с парализацией
и нарушением моторики
Обеспечение цифровой доступности позволяет встраиваться в рынок труда людям с тяжелыми видами инвалидности, в том числе полной парализацией.
Они работают без потери эффективности.
Обеспечение цифровой доступности позволяет встраиваться в рынок труда людям с тяжелыми видами инвалидности, в том числе полной парализацией. Они работают без потери эффективности.
Общие выводы мониторинга
Необходима системная и комплексная адаптация интерфейсов для скринридеров и проверка на каждом этапе пользовательского пути. Особенно это касается сфер торговли, телеком-услуг и маркетплейсов.
Необходима системная
и комплексная адаптация интерфейсов для скринридеров и проверка на каждом этапе пользовательского пути. Особенно это касается сфер торговли, телеком-услуг и маркетплейсов.
Доступность — это
конкурентное преимущество,
а не формальность.