Урок 2.
Общие принципы интеграции человека с инвалидностью в команду магазинаВведение. Рынок труда и соискатели
с инвалидностью
Кем сегодня в магазине может работать человек с инвалидностью?
  • Работник торгового зала
    Выкладка товаров, ротация, замена ценников, проверка сроков годности. Преимущественно без кассы в первое время (4−5 месяцев).
  • Сборщик заказов
    Сборка онлайн-заказов по приложению.
  • Администратор КСО
    Помощь покупателям в зоне КСО. Может быть как самостоятельная профессия, так и как часть функционала работника торгового зала. Не подойдет кандидатам с ментальными нарушениями.
  • Пеший курьер/водитель-курьер.
    Доставка заказов из магазина покупателю. Выполнение услуг в качестве самозанятого специалиста может быть плюсом для целевой аудитории.
*вакансии могут быть названы по-разному, важно - чтобы был именно этот функционал
Портрет релевантного кандидата
На рабочем месте закрепляются сотрудники со следующими особенностями здоровья:
  • Общие заболевания
    Нарушения работы внутренних органов; онкологические заболевания; сахарный диабет.
  • Ментальные нарушения*
    Легкая умственная отсталость, синдром Дауна без признаков деменции, расстройства аутистического спектра (высокофункциональные).

    * На позиции в штате не получится интегрировать соискателей с шизофренией (стоп-фактор для психиатров и охраны труда — из-за материальной ответственности).
  • Легкая форма ДЦП**
    Cмогут работать кандидаты без значительных нарушений моторики и зрения.

    ** У кандидатов могут быть также нарушения зрения с большим процентом сохранного зрения (сам читает текст на бумаге, пользуется очками/лупами), легкие или средние нарушения верхних/нижних конечностей (их деформация, специфическая походка — при сохранной мускульной силе) — часто эти особенности здоровья идут как сочетанные с описанными выше (ДЦП, общие заболевания, ментальные нарушения).

  • Глухие и слабослышащие люди
    Смогут работать в магазине при условии специальной подготовки всей инфраструктуры (специальная форма и айдентика для оптимизации общения с покупателями; адаптация образовательного материала (например, включить в видео субтитры/русский жестовый язык — РЖЯ)), информирование команды о доступных форматах коммуникации.
Две  ошибочных позиции:
«Все само собой сложится»
Игнорирование особенностей здоровья сотрудника, отсутствие кастомизации процессов и подготовки команд. 
К чему может привести: не учитываются риски, сотрудник не закрепляется, у команды негативное впечатление, стороны обвиняют друг друга в неудаче.
Представление об инклюзивном найме как об очень специфическом процессе, требующем  особого отношения к сотруднику и очень сложной перестройки всех бизнес-процессов. 
К чему может привести: позитивная дискриминация сотрудника (когда сотрудника с инвалидностью выделяют среди остальных из-за его инвалидности, а не реальных достижений), страх и сомнение команды перед инклюзивным наймом.
  • Действительно инклюзивный наем требует учета особенностей здоровья сотрудника и выполнения нескольких правил эффективного трудоустройства, которые будут описаны в данном курсе.
    Однако они не такие сложные и вы заметите, что некоторые из них подойдут для адаптации любого новичка, вне зависимости от того, есть или нет у него инвалидность. Потребуется чуть больше внимания и кастомизации процессов, которые позволят новому сотруднику с инвалидностью освоиться на рабочем месте. Но важно помнить, что по итогу периода адаптации сотрудник с инвалидностью должен сам работать и выходить на норму выработки, приносить результат, а не фиктивно «числиться» в компании — только такой подход позволит помочь ему достигнуть устойчивости, а работодателю закрыть потребность в  эффективном сотруднике.
Результаты исследований отношения к инклюзии в разных торговых сетях показывают (Everland, 2023−2025):
Сотрудников магазинов имеют инвалидность, в т. ч. директора магазинов.
У ритейлеров есть опыт трудоустройства людей с инвалидностью. Особенности здоровья не мешают им быть профессионалами своего дела.
Сотрудников сети проявляют готовность помогать и сопровождать трудоустройство людей с инвалидностью, но процессы должны быть грамотно отстроены.
Учитывать бизнес-процессы розничной торговли и включать подготовку нанимающих команд.