Неверно: «Как тебе не повезло в жизни», «Бедняга, сколько же тебе выпало испытаний», «Ты герой, пример для подражания, раз работаешь, несмотря ни на что»
Почему это проблема: фокус смещается с профессиональных качеств человека на его инвалидность, что может быть воспринято как снисходительность или неуважение. Вы цените его вклад в работу, а не обстоятельства его жизни.
Неверно: игнорирование его мнения, перебивание
Как правильно: если особенности коммуникации (например, неразборчивая речь) связаны с инвалидностью, проявите терпение и вежливость. Если же сотрудник нарушает правила (отвлекается, опаздывает), действуйте как с любым другим сотрудником: спокойно объясните нормы.
Пример: «Давай обсудим планы на праздник во время перерыва, чтобы не отвлекаться от задач».
Не стоит устраивать расспросы о причинах инвалидности и подробностях здоровья из любопытства. Информации, которая требуется для организации рабочего процесса и коммуникации — достаточно.
Почему это важно: излишнее любопытство создает некомфортную атмосферу и может быть воспринято как вторжение в личную жизнь.
Предлагайте, а не навязывайте. Помощь уместна только тогда, когда о ней попросили или согласились на ваше предложение.
Как делать: прежде чем помочь, всегда спросите, нужна ли она и в какой форме. Пример: «Я иду в раздевалку, могу отнести твои вещи в шкафчик?».
Как не делать: не настаивайте, если человек отказался. Навязчивая опека лишает самостоятельности и может восприниматься как демонстрация его беспомощности.
Показывайте, как делать, но не делайте за него. Если сотрудник ошибся, ваша задача — помочь ему научиться, а не выполнить работу за него.
Как делать: спокойно объясните ошибку, покажите правильный алгоритм или подключите наставника.
Как не делать: делать работу за сотрудника недопустимо. Это мешает его профессиональному развитию, формирует неправильные привычки и не решает проблему в долгосрочной перспективе.
Обращайтесь напрямую к сотруднику. Сотрудник с инвалидностью — самостоятельный участник коммуникации.
Как делать: все вопросы, касающиеся его работы и обязанностей, задавайте лично ему. Пример: «Иван, как твои дела?» или «Мария, как продвигается задача?».
Как не делать: не стоит в присутствии человека с инвалидностью говорить о нем в третьем лице. Когда кто-то обращается вместо человека с инвалидностью к его сопровождающему/рядом стоящему человеку, то невольно демонстрирует, что не считает того способным ответить.
Разговор с сотрудником, как с ребенком, с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов и упрощенной лексики. Пример: «Ну что, наш Ванечка, справился с заданьицем? Молодечик! Иди теперь покушай, а мы тут поработаем».
** У кандидатов могут быть также нарушения зрения с большим процентом сохранного зрения (сам читает текст на бумаге, пользуется очками/лупами), легкие или средние нарушения верхних/нижних конечностей (их деформация, специфическая походка — при сохранной мускульной силе) — часто эти особенности здоровья идут как сочетанные с описанными выше (ДЦП, общие заболевания, ментальные нарушения).
Смогут работать в магазине при условии специальной подготовки всей инфраструктуры (специальная форма и айдентика для оптимизации общения с покупателями; адаптация образовательного материала (например, включить в видео субтитры/русский жестовый язык — РЖЯ)), информирование команды о доступных форматах коммуникации.