Урок 5.
Юридические аспекты
Работодатель должен соблюдать следующие гарантии для работников с инвалидностью
Гарантии
Описание
Создание необходимых условий для труда в соответствии с ИПРА (статья 216.1 Трудового кодекса РФ)
Обеспечить рабочую среду, соответствующую ИПРА (индивидуальной программе реабилитации или абилитации). 
Важно! ИПРА — обязательный для исполнения работодателем документ, но если человек с инвалидностью отказывается от реализации мероприятий, предусмотренных в ИПРА, то тогда работодатель не обязан их исполнять.

Чтобы отказаться от реализации мероприятий работнику нужно написать заявление работодателю (образец).

Продолжительность рабочего времени
Продолжительность рабочей недели
  • Для инвалидов I и II группы — не более 35 часов в неделю (статья 92 ТК РФ).
  • Для инвалидов III группы — нет общих ограничений, но они могут быть в ИПРА (если работник не отказался от ИПРА).
Продолжительность ежедневной работы (смены):
  • Для сотрудников с инвалидностью определяется медицинским заключением (ст. 94 ТК РФ), которое содержится в ИПРА.
  • Если в ИПРА написано «не более 4 часов в день» и сотрудник не отказался от ИПРА, работодатель обязан это соблюдать.
  • Если сотрудник отказался от этих ограничений в ИПРА, он может работать на общих условиях — отказ нужно зафиксировать письменно.
Важно! Распределение 35 часов в неделю зависит от ИПРА и медицинского заключения. При этом для сотрудников с инвалидностью I и II группы эти 35 часов оплачиваются как 40. Все, что сверх нормы, считается дополнительной работой и оплачивается в повышенном размере. Отказаться от этих гарантий работник не может. 
Удлиненный оплачиваемый отпуск
  • Удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск — не менее 30 календарных дней (часть 3 статьи 115 ТК РФ). 
  • Обязательный отпуск без сохранения зарплаты по требованию работника — до 60 календарных дней в году (статья 128 ТК РФ).
Особый порядок привлечения к дополнительной работе
Людей с инвалидностью можно привлекать к ночным сменам, сверхурочной работе и работе в выходные или праздники только при условиях:
  • Есть их письменное согласие.
  • Работа н запрещена медицинским заключением.
При этом сотрудника нужно письменно ознакомить с его правом отказаться от такой работы (часть 5 статьи 96, часть 5 статьи 99, часть 7 статьи 113, часть 2 статьи 167 Трудового кодекса РФ).
Что такое ИПРА?
  • ИПРА (индивидуальная программа реабилитации или абилитации) — это отдельный (самостоятельный) документ, которых содержит:
    • комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий;
    • рекомендации технических средств реабилитации (ТСР);
    • услуги, направленных на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности вследствие стойкого нарушения функций организма.
  • Открытый разговор и прозрачная коммуникация
  • Изменение формата обратной связи
  • Уменьшение объема взаимодействия с покупателями
  • Смена наставника
  • Привлечение экспертов
    HR, юристы, психологи, обучение, охрана труда, коллеги с опытом инклюзивного трудоустройства).
Алгоритмы действий в конкретных ситуациях
  • Сотрудник не справляется с задачами
    • Объясните ошибки спокойно и конкретно.
    • Выявите корень трудностей через диалог.
    • Покажите правильный способ выполнения задачи.
    • Подчеркните важность качества работы.
    • Хвалите за успехи и прогресс. Пример: «Отлично справляешься с выкладкой! Уверен, скоро так же хорошо получится и с ценниками».
  • Сотрудник манипулирует состоянием здоровья
    • Выясните суть проблемы через открытый диалог.
    • Оцените объективность ситуации (реальная нагрузка vs субъективное восприятие).
    • Верните ответственность, если задача по силам. Пример: ««Только ты можешь выполнять свою работу. Важно стараться, если хочешь продолжать зарабатывать».
    • Скорректируйте задачи/график при реальной необходимости.
  • Важно избегать ситуаций
    когда другие сотрудники берут на себя задачи сотрудника с инвалидностью или исправляют его ошибки.
Если возникает конфликт между коллективом магазина и сотрудником с инвалидностью
  • Организуйте встречу со всеми участниками конфликта и обсудите ситуацию.
  • Проведите объективный анализ
    действительно ли задачи, которые вызывают трудности у сотрудника, невыполнимы для него? Уточните, связаны ли претензии коллег с качеством работы или это проявление личной предвзятости из-за инвалидности.
  • Прямо и открыто напомните команде о нормах профессионального общения и недопустимости дискриминации.
  • Поблагодарите коллектив за усилия и подчеркните, что успех магазина зависит от слаженной работы каждого сотрудника.
  • Если проблема связана с поведением сотрудника, которое можно скорректировать
    проведите с ним беседу, предложите пути решения (расскажите о нормах общения в команде и объясните, почему они важны; напомните, что в случае вопросов и недопониманий ему необходимо обратиться к вам или наставнику) .
  • Важно
    Решение должно быть основано на фактах и профессиональных требованиях, а не на эмоциях и личных симпатиях.
Если покупатели недовольны работой сотрудника с инвалидностью
  • Проведите беседу с участниками ситуации.
    Выслушайте и покупателя, и сотрудника.
  • Объективно оцените ситуацию.
    Спросите себя: клиенту не понравилось качество работы (например, медленно обслужили) или ему не понравился сам сотрудник из-за его инвалидности?
  • Принесите извинения покупателю, если сотрудник действительно допустил ошибку или создал дискомфорт.
  • Объясните покупателю, что компания стремится к созданию инклюзивной среды, и сотрудники с инвалидностью являются частью команды.
    Расскажите о правилах взаимодействия с такими сотрудниками.
  • Пообещайте покупателю, что компания примет меры для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
    Поблагодарите покупателя за обратную связь.
  • Если проблема связана с поведением сотрудника, проведите с ним беседу, предложите пути решения и подчеркните важность соблюдения корпоративных стандартов
    Напомните, что лояльность и удовлетворенность покупателей — ключевые факторы успеха бизнеса.
  • Уменьшите объем общения с покупателями.
    Если оно тяжело дается сотруднику, но при этом он хорошо справляется с другими задачами.
Если покупатели недовольны работой сотрудника с инвалидностью
Разберитесь, что случилось на самом деле
  • Выслушайте и покупателя, и сотрудника.
  • Спросите себя: клиенту не понравилось качество работы (например, медленно обслужили) или ему не понравился сам сотрудник из-за его инвалидности?
Правильно реагируем на жалобу
  • Если сотрудник реально ошибся: просто извинитесь перед клиентом. «Простите за неудобство, мы обязательно поработаем над этим».
  • Если клиент был необъективен: мягко, но уверенно поставьте его на место. Скажите: «Мы просим всех относиться к нашим сотрудникам с уважением».
  • В любом случае: поблагодарите клиента за то, что поделился мнением.
Работаем с сотрудником после инцидента
  • Если он что-то сделал не так: спокойно объясните, в чем была ошибка, и потренируйте правильные действия.
  • Если общение с клиентами — его слабое место - не заставляйте. Поручите ему другую работу, которую он делает хорошо (например, выкладку товара, работу со складом). В команде всегда найдется задача, где он будет полезен.