Зачем нужно проводить такие исследования
В России живет около 450 000 людей с инвалидностью по зрению и примерно миллион человек
с нарушениями мелкой моторики, связанных с заболеваниями или травмами. Все они активно пользуются цифровыми сервисами и услугами, но часто сталкиваются с тем, что многие сайты
или приложения им недоступны. В исследовании мы провели анализ, что изменилось
с доступностью онлайн-ресурсов за несколько лет
  • 450 000 людей
    с нарушением
    зрения
  • 1 млн человек
    с нарушением
    моторики рук
70 000 человек с нарушением зрения трудоспособного возраста
  • 19 000
    работают или учатся
  • 13 000
    трудоустроены на открытом
    рынке труда
  • 38 000
    не работают
Распределение по профессиям
  • 60%
    Массажисты
  • 18%
    Преподаватели
  • 10%
    ИП
  • 6%
    Музыканты
  • 5%
    IT-специалисты
  • 4%
    Психологи
Источники: ВОС, 2024 год, По данным Федерального бюро медико-социальной
экспертизы / февраль 2025. По данным Минтруда / 2023-2024
Доступность критична не только для самого человека
с инвалидностью, но и для его окружения
Исследование невизуальной доступности сферы услуг для людей с инвалидностью — 2023
Проведено исследование наиболее часто используемых онлайн-сервисов на доступность
для людей с нарушением зрения. В последующем проводились новые проверки с целью проанализировать, как изменилась ситуация для пользователей с нарушением зрения
платформ
компаний
90
36
человек
в команде
незрячих тестировщиков
28
13
сфер
6

Регулярный мониторинг

  • 2020
    первое исследование, совместно
    с программой «Особый взгляд»
  • 2023 (ноябрь)
    мониторинг изменений
  • 2025 (апрель)
    мониторинг изменений
Доступность услуг коммерческих организаций
В целом ситуация с доступностью услуг и сервисов для людей с разными нарушениями здоровья понемногу меняется. Это отмечает большинство респондентов опроса. Под доступностью понимается возможность человека воспользоваться услугой самостоятельно либо с минимальной помощью сотрудника компании.

Изменение доступности приложений

Розничная торговля
Доступность сферы «Розничная торговля» находится на среднем уровне. Наиболее заметные проблемы у пользователя могут возникать при поиске нужного товара в каталоге, оформлении заказа или при навигации по приложению в целом. Изменения в большинстве приложений отсутствуют либо несущественны. В целом был отмечен регресс в доступности.
Источник: Доступность онлайн-сервисов для незрячих людей и людей
с нарушением моторики: оценка динамики изменений с ноября 2023 г. по март 2025 г.
Основные проблемы
  • Неподписанные элементы
  • Трудности при оформлении заказа
Банки
Доступность сферы «Банки» в целом остается на хорошем уровне. Имеются общие проблемы, например, отсутствие текстовых меток у элементов, и уникальные для сферы: среди них отсутствие индикации числа введенных символов короткого кода. С предыдущего исследования серьезных изменений как в лучшую, так и в худшую сторону не произошло. Большинство изменений в банках — нейтральные или частичные. Доступность части приложений стабильна или улучшилась.
Источник: Доступность онлайн-сервисов для незрячих людей и людей
с нарушением моторики: оценка динамики изменений с ноября 2023 г. по март 2025 г.
Основные проблемы
  • Неозвученные кнопки
  • Отсутствие подписей в формах
Обучение
Доступность сферы «Обучение» находится на среднем уровне. Человек, который хорошо знаком
с компьютером, вероятно, сможет воспользоваться всеми возможностями, которые предоставляют сервисы, но у менее опытного пользователя могут возникнуть затруднения. Большинство платформ не изменились. Общий тренд: стабильность или частичные улучшения.
Источник: Доступность онлайн-сервисов для незрячих людей и людей
с нарушением моторики: оценка динамики изменений с ноября 2023 г. по март 2025 г.
Маркетплейсы
Наблюдается общая тенденция к ухудшению доступности приложений в этой сфере. Наиболее заметное снижение доступности зафиксировано в приложениях AliExpress для iOS (фактически до нулевой доступности), Lamoda для iOS, Ozon для Android и iOS. Сохранили средний уровень доступности приложения Wildberries для Android и Мегамаркет для iOS. Единственным исключением стал Яндекс.Маркет для iOS, где доступность значительно улучшилась и большинство ранее выявленных проблем были исправлены. В целом отмечается самый резкий регресс среди всех сфер.
Общие выводы исследования
Общие выводы исследования
  • 2
    Только 2 компании обеспечивают высокий уровень доступность
    страховых продуктов
  • 2
    Только 2 компании обеспечивают высокий
    уровень доступность
    страховых продуктов
Некоторые страховые компании, например, РЕСО-Гарантия
и АльфаСтрахование более лояльны и готовы рассматривать заявки от людей с инвалидностью
Некоторые страховые компании, например, РЕСО-Гарантия
и АльфаСтрахование более лояльны и готовы рассматривать заявки от людей
с инвалидностью
Что говорят о страховании
сами люди с инвалидностью?
Что говорят
о страховании
сами люди
с инвалидностью?
Доступность — это конкурентное преимущество,
а не формальность
Хотите улучшить доступность
своих сервисов и приложений?
Мы поможем провести аудит и разработать рекомендации
Проверьте свой сервис на доступность, напишите нам
Хотите улучшить доступность своих страховых продуктов?
Мы поможем провести аудит
и разработать рекомендации

Проверьте свой сервис
на доступность, напишите нам