Инклюзия — это не только про инвалидность. Это в целом про возможности для всех: свободу передвижения, доступность образования, трудоустройство и реализацию талантов.

Будет эта инклюзия или нет — во многом зависит от бизнеса. Возьмет ли компания на работу сотрудника с инвалидностью, адаптирует ли под него офис, сможет ли человек потратить заработанные деньги на доступные услуги.

Все это возможно, если есть универсальный дизайн, то есть инфраструктура и сервисы, удобные разным людям в любой ситуации — не только человеку с инвалидностью, но пожилому человеку, маме с коляской, тому, кто временно на костылях.
Инклюзия — это не только про инвалидность. Это в целом про возможности для всех: свободу передвижения, доступность образования, трудоустройство и реализацию талантов.

Будет эта инклюзия или нет — во многом зависит от бизнеса. Возьмет ли компания на работу сотрудника с инвалидностью, адаптирует ли под него офис, сможет ли человек потратить заработанные деньги на доступные услуги.

Все это возможно, если есть универсальный дизайн, то есть инфраструктура и сервисы, удобные разным людям в любой ситуации — не только человеку с инвалидностью, но пожилому человеку, маме с коляской, тому, кто временно на костылях.
Сегодня и всегда мы говорим об инклюзии: что это такое и зачем она нужна всем нам
Сегодня и всегда мы говорим об инклюзии: что это такое и зачем она нужна всем нам
3 декабря —Международный день людей с инвалидностью
3 декабря —Международный день людей с инвалидностью
Международный день людей с инвалидностью был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 14 октября 1992 года. Ежегодно 1 декабря во всем мире стартует декада людей с инвалидностью, приуроченная к этому дню. Ее главная задача – привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и объединить общество в решении вопросов, связанных с их интеграцией.
Международный день людей с инвалидностью был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН 14 октября 1992 года. Ежегодно 1 декабря во всем мире стартует декада людей с инвалидностью, приуроченная к этому дню. Ее главная задача – привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья и объединить общество в решении вопросов, связанных с их интеграцией.
51% людей
40-80 млн
Маломобильные категории граждан. (молодые семьи с детьми, люди, получившие травму, пожилые люди)
Меняют компанию из-за неадаптированности услуг
4,8 млрд рублей
Недополученная выгода бизнеса из-за недостаточной адаптированности (ежемесячно)
Источник: Исследование НАФИ 2022
По статистике в России
10,9 млн
Из них люди с инвалидностью
Что важно для людей с инвалидностью?
Евгений Костромин
Передвигается на коляске, Екатеринбург
Хочется, чтобы люди видели во мне человека и не относились, как к прокаженному. Сейчас тенденции меняются: люди помогают, например, двери открыть. Но в магазине без очереди не пускают, хотя как человека на инвалидной коляске могли бы пропускать. Зато иногда помогают сложить продукты в рюкзак, даже кассиры.
Александра Адельшина
Инвалидность по слуху, Москва
Мне нужно, чтобы везде был онлайн-чат и я могла бы написать. Но чаще всего на сайтах просят оставить номер телефона, чтобы перезвонить, а мне такая обратная связь неудобна. Также огорчает, когда в интернет-магазинах не читают примечание, что мне не нужно звонить, так как я не слышу. Поэтому все равно звонят. Возникают сложности, если нужно что-то подтвердить по телефону: так из-за этого мне отказали в кредите.
Юлия Емельянова
Инвалидность по зрению, Красногорск
В магазинах, банках и тому подобных организациях мне важно понятное внутреннее пространство и освещение: с большим желанием я возвращаюсь туда, где логически понятно расположение коридоров, поворотов, лестниц, лифтов и эскалаторов. Это позволяет быть более самостоятельной и обходиться без помощи посторонних. Также хотелось бы адекватности персонала, потому что бывают такие ситуации, когда тебе изначально показывают всем видом и голосом, что они вообще не знают, что с тобой делать, тратят очень много времени на то, чтобы выяснить, как взять, за какую часть тела, с какой скоростью идти и прочие неприятные моменты. Важна не наигранная, а обычная искренняя приветливость.
Артем Волыгин
Онкологический диагноз, Калининград
У меня онкогематологическое заболевание, и в целом со стороны я могу показаться здоровым и полным сил человеком. Мне хочется донести мысль, что инвалидность может быть невидимой внешне и сотрудники сферы обслуживания должны это знать и держать в голове во избежание неловких ситуаций. Часто можно слышать от сотрудников магазинов с умным видом сказанные фразы, что уже нет необходимости носить маску в общественном месте или, например, неловкости с поднятием сумок в багажник.
Гульназ Ушамова
ДЦП, Мурманская область
У меня нарушения речи, моторики рук, зрения (ношу очки) на улице передвигаюсь с ходунками. Поэтому мне очень важно, чтобы были удобные пандусы, а лучше — самооткрывающиеся двери, потому что открывать и ввозить ходунки это сложнее, особенно, если дверь тяжелая и тугая. На сайтах — обязательно читабельный шрифт, а не какой-нибудь «серый на белом» и такой дизайн, который бы не «рушился» при масштабировании, а продолжал корректно отображаться.
Александр Пашкевич
Инвалидность по зрению, Пермь
Мне, прежде всего, важно то, чтобы компании помнили обо всех своих клиентах, в том числе и о тех, кто имеет инвалидность. Например, если руководство компании, кинотеатра или небольшого магазина будет помнить, что их услугами пользуются клиенты с нарушением зрения, наверняка будет проводиться работа по обеспечению удобства и доступности для таких клиентов, если компания не хочет их потерять.
Алина Пужаева
ДЦП, Челябинская область
Мне важна доступность: при входе в магазины только невысокие лестницы без скользких кафельных покрытий и с перилами, желательно с двух сторон, отсутствие кафельного покрытия в холле магазина. В общении с людьми важно стараться корректно и вежливо обсуждать любые вопросы и сложные ситуации, договариваться, находить компромиссы. Входить в положение, проявлять эмпатию, помогать, если это необходимо, и быть терпимее. И, конечно, меньше акцентировать внимание на чужих недостатках. Именно это для меня важно при общении как в рабочей команде, так и в обществе.
Больше о потребностях клиентов с инвалидностью в исследовании DisQuestion
Такие исследования помогают выяснить, с какими сложностями сталкиваются люди с разными нозологиями в магазинах, кафе, банках. Но мы не только говорим о проблемах, а еще и даем рекомендации по адаптации сервисов.
Рекомендации для компаний: как делать инклюзивные программы
Для клиентов
Корректная коммуникация
Доступная инфраструктура
Ключевой фактор, от которого зависит вернется ли в вашу компанию клиент с инвалидностью. Уважительное обращение, не игнорирование человека, корректное использование слов — способствуют повышению лояльности таких клиентов.
Позволит людям с инвалидностью быть среди ваших клиентов, легко посещать ваш офис и получать необходимые услуги. Не нужно бесплатно или со скидкой. Главное, чтобы было удобно. А еще — это защищенность каждого из нас, если мы окажемся в ситуации ограниченных возможностей здоровья.
Цифровая доступность
Для клиентов с нарушением зрения, слуха или речи — это возможность пользоваться вашим сайтом или мобильным приложением, а значит — совершать покупки, переводить деньги, заказывать такси и многое другое.
Доступность супермаркетов позволяет людям на инвалидной коляске, например, самостоятельно войти в магазин, проехать по рядам, достать нужный товар с полки и оплатить его на кассе. Не все может быть адаптировано идеально, нельзя учесть особенности каждого, но обученный персонал легко снимет любую проблему.
Субтитры, которыми снабжается ряд телеканалов, позволяет пользователям с нарушением слуха комфортно смотреть видеоконтент и получать необходимую информацию. Поддержка инновационных проектов в помощь людям с инвалидностью способствует улучшению их качества жизни, интеграции в общество и работу, освещению важных социальных тем.
Доступность сайта и приложения — критично важны для людей с нарушением зрения, адаптированные цифровые ресурсы позволяют им пользоваться услугами наравне с другими. И это может быть основным критерием при выборе оператора связи.
Адаптированные банкоматы для слабовидящих и незрячих клиентов позволяют самостоятельно совершать действия с картой, обеспечивая конфиденциальность информации, что в итоге гарантирует финансовую безопасность для клиента.
Исследования помогают выяснить, могут ли люди с инвалидностью посещать магазины, кафе, банки — пользоваться обычной городской инфраструктурой. По результатам тестирования составляется отчет, где прописываются основные проблемы с доступностью и их решения. Первое такое исследование Everland провел в 2018 году.
Скрипты-рекомендации с целью помочь бизнесу адаптировать свои продукты и услуги для клиентов с инвалидностью. В них подробно описаны ключевые моменты, как можно улучшить офлайн- и онлайн-среду.
В любом учреждении — банке, магазине, аптеке, кинотеатре — человеку с инвалидностью важно беспрепятственно и комфортно получить услугу. Обученный персонал знает, как взаимодействовать с таким человеком и что важно учитывать в коммуникации.
Еще больше полезного
Если вам кажется, что вы ничего не понимаете в инклюзии, просто подсмотрите у тех, кто понимает. Есть немало готовых рекомендаций в помощь бизнесу.
Для общества
Стать инклюзивным обществу — непросто. Но поднимая сложные темы доступности, равных возможностей и интеграции людей с инвалидностью в социум, мы делаем шаг вперед. Важно, когда об этом говорят сами люди с инвалидностью, их родители, эксперты.
12 open talk — вместе с родителями и экспертами мы обсуждали болевые точки интеграции человека с инвалидностью в социум, в профессию. Открытый разговор о проблемах и способах их решения.
С помощью исследований на острые темы можно оценить текущую ситуацию с работой для людей с инвалидностью, возможности для трудоустройства и барьеры, которые могут этому мешать.
Как общаться с людьми с инвалидностью
Общение — важная часть жизни. Но люди часто испытывают психологические барьеры, когда не знают, как обратиться к собеседнику с инвалидностью или, напротив, попросить человека без инвалидности о помощи. Рассказываем в картинках, как это делать правильно.
Для сотрудников
Подготовка команды — важная часть процесса интеграции сотрудника с инвалидностью. И этим этапом не стоит пренебрегать. Обучение и информирование команды корректному взаимодействию позволяет сделать процесс адаптации на рабочем месте человека с нарушением здоровья более быстрым и комфортным для всех членов команды.
Подготовка команд по адаптации сервисов может решить сразу две важные задачи: интегрировать людей с инвалидностью в работу и помочь компании сделать свои сервисы доступными. Экспертиза на такие задачи тоже есть.
Начинающие социальные предприниматели сталкиваются с массой проблем, поэтому неудивительно, что многие проекты быстро прекращают свое существование или не приносят видимого эффекта. Специальная программа «Начни иначе» помогает социальным предпринимателям стать устойчивыми и найти точки роста.
А если трудоустройство…
Интегрировать человека с инвалидностью в работу быстро и эффективно помогут рекомендации экспертов — HR, психологов. Они отвечают на многие острые вопросы, которые возникают у работодателей, и показывают, что человек с нарушениями здоровья может быть эффективным сотрудником, если помочь ему адаптироваться.
Какие профессии доступны человеку с тем или иным нарушением здоровья, сможет подсказать матрица профессий. В ней собраны самые распространенные удаленные профессии, которые чаще всего выбирают люди с инвалидностью.
Правовые аспекты и тонкости законодательства при найме сотрудника с инвалидностью помогут сделать это правильно и без лишних нервов.
СМИ о доступности услуг и найме сотрудников с инвалидностью
Как забота о людях с ограниченными потребностями стала точкой роста для бизнеса
Это не только расстояние между полками. Это создание доброго города, доступного для всех
6 шагов
Все так сложно, как кажется?
Недооцененные возможности для бизнеса
Как технологии помогают работать людям с инвалидностью