Несмотря на то, что многие компании в 2022 году сворачивали найм, в том числе сворачивали свои инклюзивные программы, мы продолжали работать над этим направлением. Наши рекомендации помогут компаниям в будущем нанимать соискателей с инвалидностью без лишних сложностей и проблем.
Постепенно бизнес все больше стремится развивать инклюзивные практики внутри компаний. Это факт. Во-первых, речь идет о развитии продуктовой и сервисной доступности. Большое интерес компании проявляют в первую очередь к невизуальной доступности, обучению своих сотрудников эффективной коммуникации с особыми клиентами. Во-вторых, всё чаще компании развивают инклюзивный найм, найм работников с инвалидностью.
Сегодня можно выделить две стратегии, которые компании используют. Чаще всего они полагаются на свою внутреннюю экспертизу, в редких случаях привлекая консультантов для сложных и нетипичных задач. Однако не считают нужным проводить предварительное исследование корпоративной культуры и готовности компании к изменениям. В подобных ситуациях успех не исключен, но он сильно зависит от интуиции, сноровки, а главное — случая.
Немногие компании исходят из необходимости предварительной диагностики, «осознания своей потребности и готовности», что позволяет не только избежать ошибок, деформации бизнес-процессов и коллективов, но главное — понять, какая именно инклюзивная практика нужна компании в данный момент и как именно эта практика отразится на стоимости.
В 2022 году подобное внутреннее исследование провел «билайн» и МТС. Как правило, издержки на исследования окупаются возможностью реализовать разумное решение в области внутренней инклюзии. Пока таких компаний немного, но и культура внутрикорпоративных исследований не появляется одномоментно. Можно сказать, что есть интерес и он растет с каждым годом. Чем раньше наши компании осознают, что исследование безопасно для бренда, привносит уникальное знание о компании, тем меньше ошибок мы совершим на пути к построению инклюзивного общества.
Мы замечаем, что в последний год интерес к исследованиям сильно вырос. Помимо традиционных академических и консалтинговых инициатив (НИУ ВШЭ, РАНХиГС и т. д.), появляются независимые исследования, например, совместные проекты Ночлежки и ВЦИОМ, Everland и «Агентства Анны Царегородцевой». Это значит, что НКО так же, как и бизнес, коренным образом меняет подход к решению социальных проблем.