Мы очень много думаем про слова, когда речь идет о людях с инвалидностью. Слова - это такие заборы, которые мешают увидеть самое главное - людей.

Как их называть? Люди с безграничными возможностям, особыми потребностями, безграничными ресурсами, особыми людьми?

Очень часто можно встретить ситуацию наоборот, когда идет спор уже о словах, например, "собака-поводырь" - это некорректное употребление слова, а "собака-проводник" будет правильно. И не "инвалидная коляска", а "кресло-коляска". Иначе мы дискриминируем коляску.
Инклюзивная коммуникация
Инклюзивная коммуникация
Мы очень много думаем про слова, когда речь идет о людях с инвалидностью. Слова - это такие заборы, которые мешают увидеть самое главное - людей.

Как их называть? Люди с безграничными возможностям, особыми потребностями, безграничными ресурсами, особыми людьми?

Очень часто можно встретить ситуацию наоборот, когда идет спор уже о словах, например, "собака-поводырь" - это некорректное употребление слова, а "собака-проводник" будет правильно. И не "инвалидная коляска", а "кресло-коляска". Иначе мы дискриминируем коляску.

Самое важное - человек
Важнее, как мы относимся к человеку. Видим ли мы только объект, кого-то, кто нас вводит в напряжение и страх? Или видим человека — такого же, как и и все другие люди?

Люди с инвалидностью о том, что они просто люди, такие же как и все: с особенностями.
Взаимодействие - это про ответственность всех сторон
Люди с инвалидностью
Люди без инвалидности
Родственники людей с инвалидностью
Что самое сложное в общении с людьми с инвалидностью
Елена
Москва

Для меня нет большой сложности в общении с людьми, имеющими инвалидность, только если есть языковой барьер (иностранцы). В рабочей коммуникации все зависит от самой работы и человека, выполняющую эту работу. Например, моя дочь (инвалид 2 группы с детства) прекрасно справляется со своими обязанностями курьера. Все случаи индивидуальные.
Евгений
Москва

Найти подход к человеку с инвалидностью, чаще всего это касается людей с нарушением зрения, слуха или ментальными особенностями. Раньше испытывал трудность в коммуникации из-за непонимания: как правильно общаться, какие есть особенности, как правильно/неправильно называть человека с инвалидностью.
Александра
Москва

Сложности возникают, если у человека с инвалидностью неразборчивая речь или он использует какой-то альтернативный способ коммуникации. Мне становится неловко (а потом стыдно), если я не могу понять, что он хочет мне сказать. Не знаю, как выйти из ситуации, не обидев собеседника.
Афродита
Люберцы

Не оскорбить неудобными вопросами и фразами, понимать, когда нужна помощь, а когда нет.
Анна, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург

Понять, как вести себя, насколько человеку понятна и комфортна моя привычная манера общения.
Как общаться с людьми с инвалидностью
Как людям с инвалидностью без проблем общаться с окружающими
Как общаться с ребенком с инвалидностью
Как общаться с ребенком с инвалидностью
Далеко не каждый человек с инвалидностью хотел бы быть объектом мотивации для других людей как с нарушениями здоровья, так и без них. Адекватное восприятие — вот то, к чему многие люди с инвалидностью стремятся в коммуникации.
Вдохновляющее порно и позитивная дискриминация
Когда при человеке с инвалидностью говорят о нем в третьем лице или будто бы не замечают — это очень обидно. Он не мебель, не пустое место, и зачастую способен общаться и отвечать на вопросы сам.
Человек с инвалидностью как объект
Несмотря на то, что слово «инвалид» используется во многих официальных документах и юридически допустимое, в повседневном общении оно приобрело негативную окраску. Из-за нарушений здоровья человека часто дискриминируют, не видя в нем личность, равноправного члена общества, и инвалидность тогда выходит на первый план.
Слова и ситуации
Принципы использования слов
Простая коммуникация между людьми
  • Допустимо неформальное общение.
  • Следует придерживаться уважительного и дружелюбного тона.
  • Важно обращаться непосредственно к человеку с инвалидностью, учитывая его ограничения здоровья.
Использование слов в документах компаний
  • Уместен официальный тон и официальное обращение с упоминанием диагноза, если того требует ситуация.
  • Возможно использование слова «инвалид» в качестве юридического термина, человек с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)
  • Недопустимы панибратское обращение, разговорные термины, принижение из-за ограничений здоровья человека.
Формулировки для публичного поля от лица компании/в СМИ
  • Рекомендуется использовать нейтральные формулировки, которые не выпячивают диагноз человека, если в этом нет необходимости.
  • Следует корректно в текстах упоминать про ограничения здоровья человека.
  • Важно избегать чрезмерной героизации или негатива в отношении человека с инвалидностью.
  • Недопустимо навешивание ярлыков и стереотипное отношение
Коммуникация в сообществах людей с инвалидностью самих участников
  • Часто отличается неформальным общением.
  • В них уместен даже «инвалидский» сленг, когда люди шутя называют друг друга какими-нибудь нетривиальными словечками или разговорными терминами, например, слепошара, колясочник, шейник.
Как подготовить журналистов и продакшен к работе с инклюзивными проектами
Подготовка к работе
Важно рассказать и объяснить заранее, какая стоит задача. Что будет делать съёмочная команда или журналист. Какая цель и что должно получиться в итоге. Это позволит спланировать совместные действия и избежать несогласованности, ошибок и напряжения, а также максимально эффективно достичь результата
Недопустимое объектное общение
Важна максимальная корректность в общении, как в формате диалога, когда задаются вопросы, так и в целом на площадке - без объектного подхода типа: пусть он встанет, уберите эту, давайте попросим, чтобы он делал вот так, поговори со слепым и так далее. Это примеры из практики и кейсов с ведущими СМИ и продакшенами. Уважительное и человечное общение, без давления, без оценок при человеке, что он там что-то не так сделал для журналистов.
Если человек не хочет отвечать на прямой вопрос и уходит от него — не нужно давить.
Важно помнить, что план и задача не важнее человека. Люди с инвалидностью чувствительны к объектному отношению и злоупотреблениям в коммуникации, в нарушении границ. Если давить, у человека создастся дополнительное подкрепление мнения, что «его только используют» — для pr, для решения задачи и другое.
При подготовке важно выяснить уровень коммуникации человека, чтобы заложить время в сценарий — не торопить и не перебивать при нечеткой речи, успевать задавать и получать ответы при использовании жестового языка.
Вопросы лучше согласовывать заранее, чтобы человек мог подготовиться. Они должны быть простыми и понятными. Если есть какой-то план, сценарий, в который должен попасть ответ — это также важно согласовать заранее.
Как лучше говорить об инвалидности
Важно избегать как восхищений и преувеличений типа «Вы такой классный», «Вы меня вдохновляете», так и снисходительности — уточнение у сопровождающих, может ли он то или другое.
Лучше использовать базовую нейтральную формулировку «человек с инвалидностью» — это не оскорбительно, не нарушает границы, фиксирует факт.
Инвалид — это юридический термин, но использовать его в общении мы не рекомендуем, поскольку без слова «человек» он создает фокус только на инвалидности, создает барьер (эти люди, такие люди, те люди).
Инвалидность может быть разной. Это может быть одно ограничение здоровья, могут быть сочетанные нарушения. Если есть страх и не было опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью, то лучше проговорить задачи и согласовать формат взаимодействия с каждым конкретным человеком. Уточнить и сонастроиться важно, чтобы не создавать ситуацию недопонимания и конфликта.
Инклюзивный словарь
Чтобы все же было легче ориентироваться, мы собрали небольшой словарик, как и где мы рекомендовали бы применять слова касательно диагнозов, нозологий и ограничений человека в обычном общении с людьми с инвалидностью, внутри компании, в документах, в СМИ, в публичном поле брендов.
Важно!
Мы не отливаем написанное выше в металле, а очень хотим обсуждения. Важно - создать такое коммуникационное пространство, в котором люди могут видеть людей. Если вы хотите принять участие в расширении словарика — пишите сюда.