Исследование невизуальной доступности онлайн-сервисов
сферы «Кинотеатры»

июнь 2024 г.
Детали исследования
Какие сервисы были протестированы:
Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены:
6.
Отзывы.
5.
Взаимодействие с плеером;
Авторизация и регистрация;
1.
Оформление подписки, получение иных платных услуг;
2.
4.
Поиск по каталогу, использование фильтров;
Управление учётной записью, изменение настроек;
3.
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Ivi»;
  • Сайт и мобильное приложение (Android) сервиса «Premier»;
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Кинопоиск».
Общие выводы
В этом блоке представлены только платформы, получившие высокую оценку доступности.
1 платформа = 1 медаль в соответствии со следующей системой оценок.
(полная информация обо всех протестированных платформах и брендах размещена в отчётах ниже)

Золотую «медаль»
мы присудили платформам, получившим все оценки 4 и выше.
Cеребряную «медаль»
мы присудили платформам, получившим максимум одну 3.
  • «Кинопоиск»
    мобильное приложение Android
  • «Okko»
    Сайт
  • «Кинопоиск»
    Сайт
  • «Кинопоиск»
    мобильное приложение iOS

Общие выводы

Общий уровень доступности пяти протестированных онлайн-кинотеатров можно оценить как средний. Высокие оценки по исследуемым параметрам получило мобильное приложение для Android от онлайн-кинотеатра «Кинопоиск». За ним следуют сайт «Okko», сайт «Кинопоиск» и мобильное приложение для iOS «Кинопоиск», получившие одну тройку. Все эти ресурсы обеспечили хорошую доступность для незрячих пользователей в таких разделах, как авторизация и регистрация, оформление подписки и управление учетной записью. Однако общая доступность онлайн-кинотеатров ухудшается из-за плохой обратной связи, трудностей с поиском по каталогу, использованием фильтров и взаимодействием с плеером. Сайт Wink мог бы претендовать на золотую медаль, однако работа с плеером создала трудности для незрячего пользователя. Элементы управления в плеере не подписаны, поэтому пользователь скринридера не сможет понять, куда нужно нажимать.
Наиболее адаптированным для незрячих пользователей стало мобильное приложение для Android от кинотеатра «Кинопоиск». Приложение получило высокую оценку за авторизацию и регистрацию, оформление подписки и управление учетной записью, поиск по каталогу и использование фильтров. Однако функции взаимодействия с плеером и написания отзывов были оценены в четыре балла. В их плеере, если выполнить свайп до шкалы времени, последующие свайпы начнут перематывать видео, что затрудняет использование плеера.
Самым недостаточно адаптированным оказалось мобильное приложение для Android от сервиса «Premier». Его доступность оценивается ниже среднего по всем параметрам. При использовании приложения возникают постоянные сбои. Оно закрывается при попытке авторизоваться или открыть некоторые разделы. Кроме того, в приложении обнаружено множество неподписанных кнопок.
Типичные проблемы, с которыми сталкиваются незрячие пользователи при использовании сайтов и мобильных приложений сферы «Кинотеатры»:
  • озвучка ненужной информации при регистрации или авторизации;
  • фокус скринридера не переносится в окно при оформлении подписки;
  • неподписанные элементы могут ввести незрячего пользователя в заблуждение;
  • приложение вылетает при открытии некоторых разделов через скринридер;
  • элементы управления воспроизведением в плеере не подписаны.
Сводная таблица баллов доступности
всех тестируемых онлайн-сервисов «Кинотеатры»
Баллы доступности
  • Отличная доступность
    Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

  • Хорошая доступность
    Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

  • Удовлетворительная доступность.
    Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

  • Плохая доступность
    Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.

  • Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

  • Ресурс либо отсутствует, либо используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям.

Оценка доступности онлайн-ресурсов каждого сервиса

Сценарий
Сайт
iOS
Android
Авторизация и регистрация
5
4
3
Оформление подписки, получение иных платных услуг
5
4
4
Управление учётной записью, изменение настроек
4
3
5
Поиск по каталогу, использование фильтров
3
3
4
Взаимодействие с плеером
2
4
1
Отзывы
4
4
2
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

  • При поиске не отображаются названия фильмов и сериалов, поэтому для того чтобы узнать название, нужно перейти на страницу конкретного результата.

  • В плеере отсутствуют текстовые метки для элементов управления, что затрудняет навигацию.

  • Кнопки лайка и дизлайка не подписаны рядом с отзывами.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Авторизация и регистрация
5
4
4
Оформление подписки, получение иных платных услуг
4
4
5
Управление учётной записью, изменение настроек
4
4
4
Поиск по каталогу, использование фильтров
4
1
5
Взаимодействие с плеером
3
1
4
Отзывы
4
3
2
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

  • На сайте есть много элементов без подписей, и их назначение неизвестно. Если они являются только декоративными, их следует скрыть от скринридеров, поскольку они затрудняют навигацию.

  • С воспроизведением контента также возникают некоторые проблемы. Например, при попытке посмотреть определённую серию определённого сезона сериалов всегда запускается первая серия первого сезона.

  • Сам внутренний плеер работает неплохо, но не всегда удаётся быстро развернуть его, чтобы контролировать воспроизведение контента.
Сценарий
Сайт
Android
Авторизация и регистрация
5
1
Оформление подписки, получение иных платных услуг
4
1
Управление учётной записью, изменение настроек
4
1
Поиск по каталогу, использование фильтров
4
3
Взаимодействие с плеером
2
2
Отзывы
4
3
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на среднем уровне.

На сайте есть много неподписанных элементов, что затрудняет понимание структуры и навигации. Особенно это касается плеера, где почти все элементы не подписаны. Незрячие люди, которые используют скринридеры, испытывают трудности в использовании плеера.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Авторизация и регистрация
5
2
5
Оформление подписки, получение иных платных услуг
5
4
5
Управление учётной записью, изменение настроек
5
3
3
Поиск по каталогу, использование фильтров
5
3
2
Взаимодействие с плеером
2
1
1
Отзывы
5
3
3
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

В плеере нет подписей к элементам управления. Человеку, который пользуется скринридером, будет сложно понять, что нажимать.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Авторизация и регистрация
5
4
5
Оформление подписки, получение иных платных услуг
3
4
5
Управление учётной записью, изменение настроек
5
4
5
Поиск по каталогу, использование фильтров
4
3
5
Взаимодействие с плеером
5
4
4
Отзывы
4
3
4
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

  • При выборе категории каналов, их список появляется под кнопками с категориями. Необходимо добавить заголовок над списком каналов для удобства навигации.

  • При попытке оформить подписку информация о доступных вариантах и кнопки для выбора появляются внизу страницы после нажатия кнопки. Пользователь скринридера не сможет увидеть эту информацию, если не изучит страницу самостоятельно. Необходимо сделать так, чтобы фокус скринридера автоматически переходил на открывшееся окно.

Еще сферы

Протестированы сервисы 7 онлайн-магазинов: «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Дикси», «Ашан», «Вкусвилл», «Магнит», «Лента». В основном доступность сферы ритейла выше среднего, но у некоторых магазинов есть сложности в мобильных приложениях на Android.
Тестирование сервисов онлайн-бронирования билетов 6 популярных платформ: «Авиасейлс», OneTwoTrip!, «Купибилет», РЖД", Tutu.ru, «Яндекс Путешествия». Лучше всего с доступностью этих сайтов в приложениях на платформе Android: все они получили оценки выше среднего.
Проведена оценка веб-ресурсов 5 крупных российских телеком-компаний: Tele2, Yota, «МегаФон», «билайн», МТС. В целом все телеком-компании работают над повышением доступности своих веб-ресурсов.


Если вы хотите улучшить сервис или у вас есть вопросы по исследованию:
Группа экспертной оценки: Евгений Сличный, Александр Пашкевич, Андрей Якубой, Данил Пылаев, Николай Соловьёв, Александр Калачинский, Михаил Солдатов, Валерия Афанасьева, Бека Гозалишвили, Алексей Самойлов, Василий Дрожжин, Владислав Копылов, Владислав Мурды-Худа
Контент: Айслу Асан, Светлана Сидорова, Анна Емельянова, Елена Шаламова, Марина Аврина
Инфографика и верстка: Роман Акинин, Елена Литвинова, Артем Волыгин, Элина Яценко, Александра Адельшина, Мария Гудова, Юлия Мамцева
Графика и монтаж видео: Роман Акинин, Евгений Мамонов, Андрей Рудь
Закадровый текст: Никита Чесноков
Команда проекта