Исследование невизуальной доступности онлайн-сервисов поиска жилья

март 2024 г.
Детали исследования
Какие сервисы были протестированы:
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Домклик»,

  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Циан»,

  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Яндекс Недвижимость»,

  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Авито».
    Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены:
    1. Общая структура, доступность в целом;
    2. Авторизация и регистрация;
    3. Поиск по каталогу;
    4. Использование фильтров;
    5. Взаимодействие с карточкой недвижимости и отзывы;
    6. Связь с арендодателем/продавцом.
      Общие выводы о доступности сайтов и приложений сервисов поиска жилья
      В этом блоке представлены только платформы, получившие высокую оценку доступности.
      1 платформа = 1 медаль в соответствии со следующей системой оценок.
      (полная информация обо всех протестированных платформах и брендах размещена в отчётах ниже)

      Золотую «медаль»
      мы присудили платформам, получившим все оценки 4 и выше.
      Cеребряную «медаль»
      мы присудили платформам, получившим максимум одну 3.
      • «Домклик»
        Сайт сервиса
      • «Авито»
        Приложение для android
      • «Домклик»
        Приложение для iOS
      • «Циан»
        Приложение для iOS
      • «Яндекс Недвижимость»
        Сайт сервиса «Яндекс Недвижимость» и его приложение для Android

      Общие выводы

      Доступность сервисов поиска жилья неоднородна для разных платформ: в случае сайтов ее можно оценить как выше среднего, для мобильных приложений — как среднюю. В случае последних это значит, что незрячий человек сможет самостоятельно выбрать жильё, просмотреть информацию и связаться с продавцом/арендодателем, однако у начинающих пользователей могут возникнуть затруднения при использовании фильтров или при попытке получить более обширную информацию, например, об инфраструктуре рядом с жильём.
      Самой распространённой проблемой, как и в случае большинства других сайтов, являются неподписанные кнопки и другие кликабельные элементы интерфейса — в большом количестве они присутствуют практически на всех протестированных ресурсах. Отсутствие текстовых меток не позволяет незрячему человеку быстро понять, для чего используется та или иная кнопка, и вынуждает его определять это опытным путём.
      К менее распространённым проблемам можно отнести неудобство навигации из-за невозможности быстро переходить в начало и в конец экрана с помощью специальных жестов скринридера, нестабильность перемещения курсора на некоторых экранах и недоступность некоторой информации, такой как инфраструктура в доме — из-за того, что она представлена только на карте, и нет альтернативного представления в виде списка. Такие проблемы встречаются намного реже, но являются более серьёзными, так как могут ограничивать доступный функционал.
      Среди сайтов наиболее доступным оказался сайт сервиса «Домклик», хотя и там есть некоторое количество неподписанных элементов.
      Самые доступные среди протестированных мобильные приложения — «Домклик», «Авито» для Android и «Циан» для iOS. Но здесь имеется ещё больше неподписанных или некорректно подписанных кнопок. Из других проблем можно отметить не очень удобную навигацию по результатам поиска и нестабильность фокуса в чате с поддержкой в приложении «Циан».
      Наименее доступным оказалось приложение сервиса «Циан» для Android, в котором кроме очень большого количества неподписанных элементов присутствует серьёзная проблема с невозможностью получить информацию о магазинах и другой инфраструктуре рядом с просматриваемым жильём, что ограничивает функциональность.
      Сводная таблица баллов доступности всех тестируемых сервисов поиска жилья
      Баллы доступности
      • Отличная доступность
        Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

      • Хорошая доступность
        Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

      • Удовлетворительная доступность.
        Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

      • Плохая доступность
        Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.

      • Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

      • Ресурс либо отсутствует, либо используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям.

      Оценка доступности каждого онлайн-сервиса поиска жилья отдельно

      Сценарий
      Сайт
      iOS
      Android
      Общая структура, доступность в целом
      5
      4
      3
      Авторизация и регистрация
      5
      5
      3
      Поиск по каталогу
      4
      3
      4
      Использование фильтров
      5
      4
      2
      Взаимодействие с карточкой недвижимости и отзывы
      5
      4
      3
      Связь с арендодателем /продавцом
      5
      5
      3
      Общие комментарии:
      • Доступность web-версии сервиса «Домклик» находится на очень высоком уровне. Отсутствие лишних элементов, простая, быстрая и полностью доступная процедура входа, продуманная работа с фильтрами в отдельном окне, удобный поиск и взаимодействие с карточкой объявления, наличие контактной информации арендодателя/продавца недвижимости делают данный сервис одним из лучших для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья по зрению.

      • К незначительным проблемам можно отнести наличие неподписанных элементов*. Но количество их крайне мало, поэтому на доступность сервиса они практически не влияют. Например, на странице с результатами поиска у объявления есть кнопка, подписанная как «heart-outlined icon». После ее нажатия ничего не происходит. Кнопку следует подписать и присвоить соответствующий атрибут, например, «aria-label».


      • На странице с объявлением, рядом с ценой есть неподписанная кнопка, ее назначение неясно — после активации скринридер молчит. Кнопку следует подписать или убрать, если она не выполняет никакой функционал.
        Сценарий
        Сайт
        iOS
        Android
        Общая структура, доступность в целом
        3
        4
        3
        Авторизация и регистрация
        3
        5
        4
        Поиск по каталогу
        4
        4
        3
        Использование фильтров
        5
        4
        4
        Взаимодействие с карточкой недвижимости и отзывы
        5
        4
        2
        Связь с арендодателем /продавцом
        5
        3
        3
        Общие комментарии:
        Доступность сайта сервиса «Циан» можно охарактеризовать как высокую. Основные проблемы — неподписанные элементы и затруднительная авторизация (фокус не перемещается автоматически во всплывающее окно)

        Детали по сценариям:

        • Общая структура, доступность в целом.
          -ссылка на раздел «Сравнения», подписанная как «compare», ссылка на раздел с сообщениями, подписанная как «dialogs»,
          -ссылка на раздел с избранными объявлениями, подписанная как «favorites»,
          -ссылка на раздел с сохраненными объявлениями, подписанная как «saved-search»,
          -после ссылки «saved-search» имеется неподписанная ссылка, после активации которой открывается меню с уведомлениями. Ссылку следует подписать в соответствии с ее функционалом.

        • Авторизация и регистрация
          Процесс авторизации затруднен. После нажатия по ссылке «Войти» на странице появляется всплывающее окно с полем для ввода номера телефона, однако для скринридера ситуация остается неизменной. Информация о появлении окна отсутствует, его можно обнаружить только случайно.

        • Поиск по каталогу
          На странице с результатами поиска расположена кнопка для сортировки объявлений по одному из признаков. Изначально она находится в положении «По умолчанию». Другой признак при помощи скринридера выбрать не удалось.

          Остальные сценарии полностью доступны.
            Сценарий
            Сайт
            iOS
            Android
            Общая структура, доступность в целом
            4
            3
            4
            Авторизация и регистрация
            5
            3
            5
            Поиск по каталогу
            4
            4
            4
            Использование фильтров
            3
            4
            3
            Взаимодействие с карточкой недвижимости и отзывы
            5
            4
            4
            Связь с арендодателем /продавцом
            5
            4
            4
            Общие комментарии:
            Доступность сервиса «Яндекс Недвижимость» находится на высоком уровне. Общая структура сайта доступна для незрячих, за исключением небольшого количества неподписанных кнопок. Процесс авторизации и регистрации через Yandex ID беспроблемный. Поиск по каталогу, использование фильтров для поиска, информация о недвижимости также доступны для незрячих, использующих скринридер. Связь с продавцом, включая номер телефона и отправку сообщения через сервис полностью доступны. Возникла проблема с выпадающим списком на главной странице, более подробно она описана в детализированном комментарии ниже. Отдельные проблемы доступности практически не влияют на использование сайта при помощи скринридера.

            Детали по сценариям:

            • Общая структура, доступность в целом.
              Присутствует некоторое количество неподписанных элементов. На главной странице есть кнопка профиля. Данная кнопка не подписана, ее следует подписать. Раздел «Избранное» на главной странице подписан, как «favorites». Данную ссылку лучше подписать, как «Избранное».

            • Поиск по каталогу
              При нажатии на кнопку «Показать телефон» на странице с результатами поиска по заданным в фильтрах условиям, номер телефона не появляется, скринридером не озвучивается. На странице с объявлением такой проблемы доступности нет.

            • Использование фильтров.
              На главной странице есть выпадающий список. По умолчанию он находится в положении «Новостройки». При попытке изменить его все 3 варианта данного списка озвучиваются, но изменить значение на другое не удалось. В разделе фильтров, где можно выбрать характеристики квартиры, такие как «С мебелью», «С лоджией», в конце есть кнопка, при нажатии на которую появляется большее количество характеристик квартиры. Данную кнопку следует подписать в соответствии с ее функционалом. К примеру — «Показать больше».

              Авторизация и регистрация, взаимодействие с карточкой недвижимости и отзывы, связь с арендодателем/продавцом — без нареканий.
                Сценарий
                Сайт
                iOS
                Android
                Общая структура, доступность в целом
                4
                3
                5
                Авторизация и регистрация
                3
                4
                5
                Поиск по каталогу
                4
                3
                4
                Использование фильтров
                5
                3
                4
                Взаимодействие с продавцом
                3
                3
                4
                Создание объявления
                4
                3
                4
                Взаимодействие с отзывами
                4
                3
                5
                Общие комментарии:
                Доступность сервиса "Авито"" находится на высоком уровне. Общая структура сайта доступна для незрячих, за исключением небольшого количества неподписанных кнопок.

                • Авторизация и регистрация: процесс регистрации может быть неудобным. При нажатии на ссылку «Зарегистрироваться» страница регистрации появляется внизу под основной страницей. Чтобы перейти к ней, нужно использовать клавиши Ctrl + End, затем услышать слово «Диалог», нажать клавишу Tab и только после этого откроется окно регистрации. Рекомендуется создать отдельную страницу для регистрации или автоматически перенести фокус скринридера на открывающееся окно.

                • Поиск по каталогу: ниже кнопки «Все категории» находятся два редактора без подписей. В первом редакторе отображаются категории объявлений. Рекомендуется представить этот редактор в виде комбинированного списка или флажков.

                • Взаимодействие с продавцом: под редактором для ввода сообщения продавцу находится неподписанная кнопка. Ее назначение непонятно. В диалоге с продавцом отсутствуют подписи для кнопок отправки фотографий и голосовых сообщений.

                Еще сферы

                Протестированы сервисы 7 онлайн-магазинов: «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Дикси», «Ашан», «Вкусвилл», «Магнит», «Лента». В основном доступность сферы ритейла выше среднего, но у некоторых магазинов есть сложности в мобильных приложениях на Android.
                Тестирование сервисов онлайн-бронирования билетов 6 популярных платформ: «Авиасейлс», OneTwoTrip!, «Купибилет», РЖД", Tutu.ru, «Яндекс Путешествия». Лучше всего с доступностью этих сайтов в приложениях на платформе Android: все они получили оценки выше среднего.
                Проведена оценка веб-ресурсов 5 крупных российских телеком-компаний: Tele2, Yota, «МегаФон», «билайн», МТС. В целом все телеком-компании работают над повышением доступности своих веб-ресурсов.


                Если вы хотите улучшить сервис или у вас есть вопросы по исследованию:
                Группа экспертной оценки: Евгений Сличный, Александр Пашкевич, Андрей Якубой, Данил Пылаев, Николай Соловьёв, Александр Калачинский, Михаил Солдатов, Валерия Афанасьева, Бека Гозалишвили, Алексей Самойлов, Василий Дрожжин, Владислав Копылов, Владислав Мурды-Худа
                Контент: Айслу Асан, Светлана Сидорова, Анна Емельянова, Елена Шаламова, Марина Аврина
                Инфографика и верстка: Роман Акинин, Елена Литвинова, Артем Волыгин, Элина Яценко, Александра Адельшина, Мария Гудова, Юлия Мамцева
                Графика и монтаж видео: Роман Акинин, Евгений Мамонов, Андрей Рудь
                Закадровый текст: Никита Чесноков
                Команда проекта