Исследование невизуальной доступности онлайн-сервисов
сферы «Навигация»

Август 2024 г.
Детали исследования
Какие сервисы были протестированы:
Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены:
6.
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала).
5.
Взаимодействие с плеером;
Поиск, использование фильтрации;
2.
Главная страница сервиса, его общая структура;
1.
4.
Построение маршрутов (при наличии функционала);
Карточка места или транспорта;
3.
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «2ГИС»;
  • Сайт и мобильное приложение (iOS, Android) сервиса «Метро Москвы»;
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Московский транспорт»;
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Яндекс.Карты».
Общие выводы
В этом блоке представлены только платформы, получившие высокую оценку доступности.
1 платформа = 1 медаль в соответствии со следующей системой оценок.
(полная информация обо всех протестированных платформах и брендах размещена в отчётах ниже)

Золотую «медаль»
мы присудили платформам, получившим все оценки 4 и выше.
Cеребряную «медаль»
мы присудили платформам, получившим максимум одну 3.
  • «Московский транспорт»
    мобильное приложение Android и ios
  • «Яндекс.Карты»
    мобильное приложение Android

Общие выводы

Пять протестированных сервисов «Навигация» показали общий средний уровень доступности. Мобильные приложения для Android и iOS сервиса «Московский транспорт», а также мобильное приложение для Android «Яндекс.Карты» продемонстрировали высокую доступность.

Однако были выявлены проблемы в разделах «построение маршрутов» и «работа с избранным, другими персональными списками, профилем и настройками». Они связаны с некорректной фокусировкой, лишними элементами для озвучивания, неподписанными кнопками и изображениями, отсутствием изменений при активации кнопок, некорректной работой курсора.
Самым адаптированным для незрячих пользователей стало мобильное приложение для Android от сервиса «Московский транспорт». Оно получило высокие оценки по всем исследуемым параметрам. За ним следуют мобильное приложение iOS сервиса «Московский транспорт» и мобильное приложение для Android «Яндекс.Карты».
Самым недостаточно адаптированным оказалось мобильное приложение для iOS от сервиса «Метро Москвы». Его доступность оценивается ниже среднего по всем параметрам. Главная страница некорректно считывается программами чтения с экрана. Большинство кнопок в приложении не имеют текстовых меток. Вкладки и настройки не озвучены. При использовании функции «Голосовое управление» возникают проблемы с фильтрами поиска. Неясен переход к нужному результату поиска. Жесты доступности не работают. На карточке места нельзя добавить место в избранное, построить маршрут или позвонить. Кнопки авторизации через другие сервисы на вкладке «Профиль» не имеют корректной текстовой метки.
Типичные проблемы, с которыми сталкиваются незрячие пользователи при использовании сайтов и мобильных приложений сферы «Навигация»:
  • Неподписанные элементы;
  • Отсутствие изменений после активации кнопок;
  • Отсутствие индикации выбранной вкладки;
  • Дублирование ролей кнопок;
  • Наличие лишних элементов;
  • Некорректная работа курсора;
Сводная таблица баллов доступности
всех тестируемых онлайн-сервисов «Навигация»
Баллы доступности
  • Отличная доступность
    Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

  • Хорошая доступность
    Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

  • Удовлетворительная доступность.
    Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

  • Плохая доступность
    Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.

  • Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

  • Ресурс либо отсутствует, либо используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям.

Оценка доступности каждого онлайн-сервиса «Навигация»

Сценарий
Сайт
iOS
Android
Главная страница сервиса, его общая структура
3
4
4
Поиск, использование фильтрации
2
3
3
Карточка места или транспорт
3
3
4
Построение маршрутов (при наличии функционала)
1
3
4
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала)
4
4
2
Общие комментарии:
В целом доступность приложения на ниже среднем уровне.

  • Незрячий пользователь может столкнуться с трудностями при навигации по сайту. Разделы не имеют заголовков, кроме одного заголовка уровня H1. Он расположен под важными элементами интерфейса — меню и поиск по сайту. Чтобы облегчить навигацию, рекомендуется размещать заголовки первого уровня в верхней части страницы.

  • Сайт наполнен множеством неподписанных кнопок и изображений, например логотип компании или кнопка «Найти» в строке поиска. Некоторые из этих элементов можно нажать, но программы для чтения с экрана не распознают их.

  • Кнопка «Меню» не имеет индикации состояния. Список появляется над кнопкой, а не под ней.

  • Кнопка «Фильтры» не работает после активации на странице программ экранного доступа. Ничего не меняется. Кликабельные объекты в панели фильтрации не имеют атрибута role="button". Поэтому программы для чтения с экрана не не знают, что с ними можно взаимодействовать.

  • Лишние ссылки содержатся в карточках мест. Они ведут на разделы с информацией. Эти ссылки ошибочно помечены тегом заголовка второго уровня.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Главная страница сервиса, его общая структура
3
4
4
Поиск, использование фильтрации
3
1
4
Карточка места или транспорт
4
4
4
Построение маршрутов (при наличии функционала)
N/A
N/A
N/A
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала)
N/A
N/A
N/A
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на среднем уровне.

  • Названия стран на главной странице являются интерактивными и открывают список населённых пунктов. Но скринридер не знает, что их можно активировать. Рекомендуется добавить атрибут «aria-expanded», чтобы пользователь понимал, что с этими элементами можно взаимодействовать.

  • Курсор по выпадающему списку с предложенными вариантами при помощи стрелок на клавиатуре нельзя переместить во время ввода запроса в поле поиска населённого пункта.

  • Важная информация страницы с расписанием транспорта спрятана в подсказках (tooltip). Это заставляет пользователя постоянно переключаться между элементами клавишей TAB, что неудобно. Например, строка «Москва +21» с подсказкой о погоде, но символ «градус» представлен некорректно и не распознаётся синтезатором речи.

  • Поиск нужного маршрута в панели фильтрации вызывает затруднения. После активации модального окна скринридеры воспринимают его как элемент, расположенный внизу страницы. Необходимо, чтобы программный курсор автоматически фокусировался на таких окнах.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Главная страница сервиса, его общая структура
4
1
3
Поиск, использование фильтрации
3
1
3
Карточка места или транспорт
3
3
N/A
Построение маршрутов (при наличии функционала)
1
N/A
3
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала)
4
2
3
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на среднем уровне.

  • Незрячий пользователь затрудняется в навигации на сайте, потому что некоторые элементы не имеют подписей. Например, ссылки на мобильные приложения или новости.

  • Пользователь скринридера при поиске информации видит подсказки на английском языке. Это может вызвать трудности у тех, кто не владеет английским.

  • Информацию о станции неудобно читать с помощью скринридера. Лучше представить её в виде списка или таблицы.

  • Редакторы не имеют подписей в личном кабинете. Нужно их добавить.

  • В настройках уведомлений для более комфортного использования со скринридером лучше применять радиокнопки.

  • В чате отсутствуют подписи под кнопками действий с сообщениями. Это может создать трудности для пользователей.

  • Схема недоступна для пользователей скринридеров, поэтому они не могут строить маршруты.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Главная страница сервиса, его общая структура
4
5
5
Поиск, использование фильтрации
4
4
5
Карточка места или транспорт
4
4
5
Построение маршрутов (при наличии функционала)
3
4
5
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала)
3
4
5
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на среднем уровне.

  • Флажок при входе на сайт не подписан. Его назначение непонятно для скринридера.

  • Многие элементы маршрутов отмечены, как по щелчку, что затрудняет пользователя при активации доступа к информации.
Сценарий
Сайт
iOS
Android
Главная страница сервиса, его общая структура
3
3
5
Поиск, использование фильтрации
3
1
4
Карточка места или транспорт
4
2
4
Построение маршрутов (при наличии функционала)
4
2
4
Работа с избранным, другими персональными списками, профиль и настройки (при наличии функционала)
4
1
4
Общие комментарии:
В целом доступность сайта находится на среднем уровне.

  • Кнопки с атрибутом aria-expanded открывают модальные окна, но работают неправильно: после первого нажатия они меняют свой статус с «свёрнутого» на «развёрнутый», и только потом открывают окно. Скорее всего, это ошибка в коде JavaScript.

  • Всплывающий список у кнопки «Профиль» появляется над группой кнопок, но его можно скрыть только нажатием кнопки «Закрыть». Повторное нажатие на кнопку «Профиль» не помогает. Людям со скринридером было бы удобнее взаимодействовать только с кнопкой «Профиль», чтобы сворачивать и разворачивать всплывающий список.

  • Элементы в панели фильтрации не сигнализируют об изменении своего статуса для программ чтения с экрана.

  • В коде страницы у всех интерактивных элементов, которые используют синтезатор речи, слово «кнопка» упоминается дважды. Вероятно, им была присвоена роль «button» вместе с тегом <button>.

Еще сферы

Протестированы сервисы 7 онлайн-магазинов: «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Дикси», «Ашан», «Вкусвилл», «Магнит», «Лента». В основном доступность сферы ритейла выше среднего, но у некоторых магазинов есть сложности в мобильных приложениях на Android.
Тестирование сервисов онлайн-бронирования билетов 6 популярных платформ: «Авиасейлс», OneTwoTrip!, «Купибилет», РЖД", Tutu.ru, «Яндекс Путешествия». Лучше всего с доступностью этих сайтов в приложениях на платформе Android: все они получили оценки выше среднего.
Проведена оценка веб-ресурсов 5 крупных российских телеком-компаний: Tele2, Yota, «МегаФон», «билайн», МТС. В целом все телеком-компании работают над повышением доступности своих веб-ресурсов.


Если вы хотите улучшить сервис или у вас есть вопросы по исследованию:
Группа экспертной оценки: Евгений Сличный, Александр Пашкевич, Андрей Якубой, Данил Пылаев, Николай Соловьёв, Александр Калачинский, Михаил Солдатов, Валерия Афанасьева, Бека Гозалишвили, Алексей Самойлов, Василий Дрожжин, Владислав Копылов, Владислав Мурды-Худа
Контент: Айслу Асан, Светлана Сидорова, Анна Емельянова, Елена Шаламова, Марина Аврина
Инфографика и верстка: Роман Акинин, Елена Литвинова, Артем Волыгин, Элина Яценко, Александра Адельшина, Мария Гудова, Юлия Мамцева
Графика и монтаж видео: Роман Акинин, Евгений Мамонов, Андрей Рудь
Закадровый текст: Никита Чесноков
Команда проекта