Исследование невизуальной доступности онлайн-сервисов
сферы «Доски объявлений»

март 2024 г.
Детали исследования
Какие сервисы были протестированы:
  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Авито»;

  • Сайт и мобильные приложения (iOS, Android) сервиса «Юла»;

  • Сайт сервиса «Барахолка»;

  • Сайт сервиса «Доски.ру»;

  • Сайт сервиса «Из рук в руки».
    Какие разделы и пользовательские сценарии были проверены:
    1. Общая структура, доступность в целом;

    2. Авторизация и регистрация;

    3. Поиск по каталогу;

    4. Использование фильтров;

    5. Взаимодействие с продавцом;

    6. Создание объявления;

    7. Взаимодействие с отзывами.
      Общие выводы о доступности сайтов и приложений в сфере «Доски объявлений»
      В этом блоке представлены только платформы, получившие высокую оценку доступности.
      1 платформа = 1 медаль в соответствии со следующей системой оценок.
      (полная информация обо всех протестированных платформах и брендах размещена в отчётах ниже)

      Золотую «медаль»
      мы присудили платформам, получившим все оценки 4 и выше.
      Cеребряную «медаль»
      мы присудили платформам, получившим максимум одну 3.
      • «Авито»
        Приложение сервиса для Android
      • «Юла»
        Сайт сервиса

      Общие выводы

      Уровень доступности пяти протестированных онлайн-сервисов «Доски объявлений» можно оценить как средний. Опытный незрячий пользователь может просматривать объявления, общаться с продавцами и размещать свои, но процесс может быть сложным. Неопытному пользователю может потребоваться помощь зрячего человека.
      Наиболее адаптированным среди протестированных онлайн-сервисов для незрячих пользователей является мобильное приложение «АВИТО» для Android. Общая структура и доступность в целом, а также авторизация и регистрация и взаимодействие с отзывами на высоком уровне. Однако есть несколько проблем: не подписаны кнопки записи голосового сообщения и отправки файла в диалоге с продавцом, некоторые категории обозначены двумя словами, а не одним, и отсутствует текстовая подпись кнопки количества отзывов в списке объявлений.

      Сайт «Юла». Средний балл получил параметр «взаимодействие с отзывами». Отзывы размещены под нижним заголовком «Похожие объявления» и под списком мобильных приложений. Для удобства незрячих пользователей необходимо выделить отзывы отдельным заголовком.
      Самым неадаптированным среди протестированных онлайн-сервисов оказался сайт «Из рук в руки», где авторизация и регистрация, использование фильтров и взаимодействие с отзывами недоступны для людей с нарушениями зрения.

      Типичные проблемы, с которыми сталкиваются незрячие пользователи при использовании сайтов и мобильных приложений сферы «Доски объявлений»:

      • отсутствие разметки с заголовками и ориентирами на сайтах, что делает их менее удобными;

      • отсутствие подписей к элементам на сайтах и в мобильных приложениях, что затрудняет определение назначения кнопок;

      Например, в диалоге с авторами объявлений часто не подписаны некоторые кнопки с функцией голосового сообщения или прикрепления файла. Из-за этого незрячему пользователю приходится самому догадываться, за что отвечают элементы, что не является удобным и правильным решением.

      • наличие капчи без альтернативных методов решения, например аудио, что мешает незрячим пользователям завершить сценарий, так как они не могут видеть код на картинке.
      Сводная таблица баллов доступности всех исследуемых магазинов
      Баллы доступности
      • Отличная доступность
        Проблем не замечено либо имеется 1–2 незначительных комментария.

      • Хорошая доступность
        Имеется несколько некритичных, не препятствующих прохождению сценария проблем.

      • Удовлетворительная доступность.
        Количество проблем значительно. Даже, если каждая из них не критична, все вместе они ощутимо ухудшают пользовательский опыт. Либо прохождение сценария требует использования дополнительных возможностей скринридера, в которых неопытные пользователи часто не разбираются.

      • Плохая доступность
        Прохождения сценария значительно затруднено. Если сценарий и возможно пройти, то только опытными пользователями программ экранного доступа.

      • Сценарий по какой-то причине полностью непроходим либо его можно пройти лишь с огромными затруднениями со стороны пользователя (например, при помощи зрячего человека).

      • Ресурс либо отсутствует, либо используется только как информационный и не дает полного доступа ко всем возможностям.

      Оценка доступности онлайн-ресурсов каждого сервиса

      Сценарий
      Сайт
      iOS
      Android
      Общая структура, доступность в целом
      4
      3
      5
      Авторизация и регистрация
      3
      4
      5
      Поиск по каталогу
      4
      3
      4
      Использование фильтров
      5
      3
      4
      Взаимодействие с продавцом
      3
      3
      4
      Создание объявления
      4
      3
      4
      Взаимодействие с отзывами
      4
      2
      5
      Среднее значение
      3.8
      3
      4.4
      Общие комментарии:

      В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

      • Авторизация и регистрация: процесс регистрации может быть неудобным. При нажатии на ссылку «Зарегистрироваться» страница регистрации появляется внизу под основной страницей. Чтобы перейти к ней, нужно использовать клавиши Ctrl + End, затем услышать слово «Диалог», нажать клавишу Tab и только после этого откроется окно регистрации. Рекомендуется создать отдельную страницу для регистрации или автоматически перенести фокус скринридера на открывающееся окно.

      • Поиск по каталогу: ниже кнопки «Все категории» находятся два редактора без подписей. В первом редакторе отображаются категории объявлений. Рекомендуется представить этот редактор в виде комбинированного списка или флажков.

      • Взаимодействие с продавцом: под редактором для ввода сообщения продавцу находится неподписанная кнопка. Ее назначение непонятно. В диалоге с продавцом отсутствуют подписи для кнопок отправки фотографий и голосовых сообщений.
      Сценарий
      Сайт
      iOS
      Android
      Общая структура, доступность в целом
      3
      4
      3
      Авторизация и регистрация
      5
      4
      4
      Поиск по каталогу
      4
      4
      4
      Использование фильтров
      4
      4
      4
      Взаимодействие с продавцом
      3
      3
      3
      Создание объявления
      4
      2
      3
      Взаимодействие с отзывами
      4
      4
      4
      Среднее значение
      4
      3.4
      3.7
      Общие комментарии:
      В целом доступность сайта находится на хорошем уровне.

      • Использование фильтров: необходимо переделать фильтры в виде флажков.

      • Взаимодействие с отзывами: разместить отзывы в виде отдельного заголовка для удобства.

      • Создание объявления: сделать элементы для выбора типа услуги кнопками.

      • Взаимодействие с продавцом: добавить подписи к элементам в диалоге с продавцом.
      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      4
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      3
      Взаимодействие с продавцом
      4
      Создание объявления
      4
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      3.1
      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      4
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      3
      Взаимодействие с продавцом
      4
      Создание объявления
      4
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      3.1
      Общие комментарии:
      В целом доступность сайта находится на ниже среднем уровне.

      • Главная страница: отсутствие удобной навигации курсора скринридера по заголовкам и ориентирам на главной странице.

      • Поиск по каталогу: кнопка «Найти» реализована в поисковой строке в виде ссылки без текстовой метки. Отсутствие тегов заголовков для удобства навигации в фильтрах категорий товаров.

      • Использование фильтров: отсутствие возможности сворачивания и разворачивания подразделов в фильтрах. Рекомендуется добавить тег заголовка для удобной навигации курсора скринридера. Наличие пробела с ролью ссылки между списками подразделов в фильтрах. Рекомендуется убрать, так как пробел представлен как элемент без текстовой метки, что может ввести в заблуждение.

      • Создание объявления: отсутствие информации о возможности текстового поиска в разделе «Рубрика» на странице подачи объявления.

      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      4
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      4
      Взаимодействие с продавцом
      1
      Создание объявления
      3
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      2.7
      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      4
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      4
      Взаимодействие с продавцом
      1
      Создание объявления
      3
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      2.7
      В целом доступность сайта находится на ниже среднем уровне.

      • Главная страница: отсутствие удобной навигации по заголовкам и ориентирам. Графические элементы расположены без подписи.

      • Создание объявления: окно «Написать автору объявления» не имеет без заголовка. Плохая доступность разделов выбора рубрики и региона на странице создания объявления. Некорректное произношение синтезатором речи текста о согласии на обработку персональных данных из-за символов транслитом.

      • Взаимодействие с продавцом: отправка сообщения происходит с кодом с картинки. Отсутствие аудиоверсии капчи. Из-за этого незрячий человек не сможет самостоятельно связаться с продавцом.
      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      N/A
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      N/A
      Взаимодействие с продавцом
      4
      Создание объявления
      3
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      2
      Сценарий
      Оценка
      Общая структура, доступность в целом
      3
      Авторизация и регистрация
      N/A
      Поиск по каталогу
      4
      Использование фильтров
      N/A
      Взаимодействие с продавцом
      4
      Создание объявления
      3
      Взаимодействие с отзывами
      N/A
      Среднее значение
      2
      В целом доступность сайта находится на низком уровне.

      • Главная страница: графический элемент «Меню» активируется левым кликом мыши или его эмуляцией. Рекомендуется назначить элементу роль кнопки.

      • Подвал сайта: ссылка на службу поддержки имеет некорректную текстовую метку транслитом. Синтезаторы речи некорректно произносят слова, напечатанные одновременно русской и английской раскладкой.

      • Создание объявления: отсутствие тегов к заголовкам для объявлений. Рекомендуется присвоить теги. В панели создания объявления обнаружена невозможность прикрепить фотографию.

      Еще сферы

      Протестированы сервисы 7 онлайн-магазинов: «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Дикси», «Ашан», «Вкусвилл», «Магнит», «Лента». В основном доступность сферы ритейла выше среднего, но у некоторых магазинов есть сложности в мобильных приложениях на Android.
      Тестирование сервисов онлайн-бронирования билетов 6 популярных платформ: «Авиасейлс», OneTwoTrip!, «Купибилет», РЖД", Tutu.ru, «Яндекс Путешествия». Лучше всего с доступностью этих сайтов в приложениях на платформе Android: все они получили оценки выше среднего.
      Проведена оценка веб-ресурсов 5 крупных российских телеком-компаний: Tele2, Yota, «МегаФон», «билайн», МТС. В целом все телеком-компании работают над повышением доступности своих веб-ресурсов.


      Если вы хотите улучшить сервис или у вас есть вопросы по исследованию:
      Группа экспертной оценки: Евгений Сличный, Александр Пашкевич, Андрей Якубой, Данил Пылаев, Николай Соловьёв, Александр Калачинский, Михаил Солдатов, Валерия Афанасьева, Бека Гозалишвили, Алексей Самойлов, Василий Дрожжин, Владислав Копылов, Владислав Мурды-Худа
      Контент: Айслу Асан, Светлана Сидорова, Анна Емельянова, Елена Шаламова, Марина Аврина
      Инфографика и верстка: Роман Акинин, Елена Литвинова, Артем Волыгин, Элина Яценко, Александра Адельшина, Мария Гудова, Юлия Мамцева
      Графика и монтаж видео: Роман Акинин, Евгений Мамонов, Андрей Рудь
      Закадровый текст: Никита Чесноков
      Команда проекта